Ремесло в современном переложении
Пять предметных дизайнеров — французов не только по рождению
Несмотря на то что минимализм — это, несомненно, изобретение более строгого и рационального ума, нежели французский, Кристиан Лиэгр заслужено считается мастером минималистического шика. Начинавший как художник, он, кажется, оставил в прошлом все буйство красок, а в свою мебель и интерьеры принес лишь строгую игру света и тени и тонкое чувство пропорций и цвета. Его вещи несложны по формам и не богаты отделкой, они многое теряют, если описывать их словами. Но только приобретают, если на них смотреть вблизи и трогать руками. Тогда их скрытое благородство становится очевидным. При всей своей минималистичной и подчеркнуто современной форме они сделаны с глубоким почтением к ремесленным традициям и технологиям. В них важна тактильность: они всегда ласкают глаз и приятны на ощупь. Дерево, бронза, медь, латунь имеют матовые поверхности, запатинированы, покрыты многослойным лаком и не блестят как медный грош — и это намеренно.
В этой скромной роскоши уже много лет обедают гости знаменитого лондонского ресторана "Хакасан", останавливаются посетители парижского Montalambert и нью-йоркского Mercer, а также проживает свои дни целый ряд именитых заказчиков: арт-дилер и галерист Ларри Гагосян, Карл Лагерфельд, Валентино Гаравани, Марк Джейкобс, Кельвин Кляйн, медиамагнат Руперт Мердок, плавающий на яхте "от Лиэгра". И все эти и другие дома наполнены авторской мебелью и светильниками под маркой Maison Liaigre — с другими производителями мэтр не сотрудничает.
Небольшое ателье Ibride очень заметно на парижских выставках Maison & Objet: мимо их стендов и объектов невозможно пройти равнодушно. То там парят готические черные птицы, которые на самом деле небольшие полочки-стеллажи, куда можно засунуть разную мелочовку. То опирается на стену ярко-красный единорог, служащий книжным шкафом. То висят на стенах подносы с будто бы фамильными портретами, только в парадных одеждах и торжественных позах на них изображены козы и кошки. Придумано все это с юмором, местами даже остро и провокационно, и вещи цепляют, как объекты современного искусства. Что неудивительно: главные креативные силы компании дизайнеры Рашель и Бенуа Конверс в душе художники, и вдохновляются они во многом визуальными образами — графикой, живописью, фотографией, впечатлениями от путешествий, а также художественными идеями прошлого, проходящими по рангу истории искусства. При этом сами объекты всегда не просто образы, но вещи "с приданым" — они рассказывают истории, скрывают подтекст, обладают секретами и способны рождать сильный эмоциональный отклик. Сами дизайнеры живут, как они выражаются, "в деревне, среди болот и вдали от медийных огней", и это чувствуется: в их вещах все продуманно, глубоко, тонко и с вниманием не к технологиям и сиюминутным веяниям моды, а к хорошим натуральным материалам, культурному и ремесленному бэкграунду и непосредственно человеку, пользователю.
В вопросах дизайна бутиков, выставок, витрин с этим молодым французом охотно сотрудничают ведущие люксовые бренды, включая Dior, Guerlain, Chanel, diptyque, Christofle и др. У Louis Vuitton он несколько лет был арт-директором, оформлявшим витрины и эвенты. Однако по-настоящему его звезда взошла пару лет назад, когда старинная хрустальная мануфактура Baccarat пригласила его освежить дизайн своих люстр "Кринолин" столетней давности. Гади их слегка осовременил, оборудовал светодиодами и сорвал аплодисменты публики, а потом показал, на что он способен, в целой серии интересных работ в самых разных жанрах, которые объединяет одно: это одновременно достижения дизайнерской мысли и умелых человеческих рук.
"Мы живем во времена, когда люди задумываются о культуре потребления и меняют свое отношение к товарам массового производства,— говорит дизайнер.— Лично мне нравятся вещи, в которых соединены культура ремесленного производства и современная технология, они просто прекрасны".
Не менее интересны его работы с точки зрения материала и формы. Он, например, спроектировал кресло "Объятие", нарисованное крупными, но очень точными мазками, и параллельно коллекцию броских геометричных предметов из очень разных сортов дерева: от ореха, каштана и груши до макассара и эбена. И в каждый проект вложил частичку души: "Хороший дизайн — это дизайн, который вызывает в вас эмоции. Только это по-настоящему важно".
Парижский кутюрье, член синдиката высокой моды, куда наравне с еще только десятью (!) членами входит и Maison Maurizio Galante, как никто, понимает: "Важно производить не только вещи, но и счастье". И хотя он считает моду главным делом своей жизни, пришел он в нее, предварительно поучившись на архитектора, и последние лет десять отводит душу, проектируя авторские предметы на грани между промдизайном и чистым артом. К предметному дизайну Галанте подходит как к кутюру и одежде в целом: использует те же приемы, что в шитье, только берет для них другие, менее эфемерные материалы. Всегда продумывает не только лицо, но и изнанку, заботится о том, чтобы дом, как и одежда, был приятным на ощупь, и делает ткани главными героями своих функциональных объектов. Для мебельной компании Baleri Italia он спроектировал диваны и пуфики-обманки, которые выглядят как мраморные, а на самом деле мягкие, с обивкой, раскрашенной под мрамор. Для чешской стекольной мануфактуры Lasvit придумал Plisse — люстры и декоративный светящийся объект-ширму из похожих на плиссированные хрустальных пластинок. "Это мост, который я строю между ремесленным, единичным и индустриальным,— говорит Галанте.— Ведь каждое платье — это уникат, так же, как и любая конструкция из этого хрустального плиссе. Но при этом пластинки для люстры могут повторяться сотнями или тысячами". Собственно, это и есть секрет современного дизайна: вещи одновременно тиражные и уникальные.
Молодой архитектор и декоратор прославился интерьерами, чей стиль и вкус смело можно называть неоклассикой в самых разных ее проявлениях, с цитатами от ар-деко Жан-Мишеля Франка и театральной эксцентричности Дороти Дрейпер до современной "кутюрной роскоши" Питера Марино. По классической традиции мебель для своих проектов Денио преимущественно делает на заказ. Популярность его работ экстраординарна, так что, в общем, не приходится удивляться, что в один прекрасный день молодого гения стали осаждать мебельщики, предлагающие создать его персональные мебельные коллекции. Первым успел Марк Боннэ, хозяин марки Marc de Berny, для которой Денио нарисовал коллекцию Sparkx буквально в восемь-десять предметов. У нее очень необычные звездно-лучистые силуэты ножек и подстолий, а также в целом живое, игривое и солнечное настроение. Хотя на первый взгляд все предметы выглядят вполне консервативно, ни один из них не был возможен еще пару десятков лет назад. В ней благородные материалы вроде литой бронзы, вручную тканого шелка и полированного лака сведены с помощью современных технологий и материалов, таких как синтетические смолы, стекловолокно, литье в вакууме, цифровая резка и др.
Успех и слава молодого француза уже привлекли монстров мебельного мира из американской компании Baker, и теперь все его поклонники с замиранием сердца ждут грандиозного мирового дебюта, который намечен на осень 2015 года.