Чистка докрасна
КПРФ после выборов исключила из партии ряд активистов
Потерпевший поражение на выборах в Госсовет Татарстана и готовящийся к избранию нового руководства реском КПРФ провел кадровые чистки. Из рядов партии исключили сразу пять человек, в том числе двух депутатов, а также лидера коалиции «За честные выборы» Игоря Веселова. В рескоме заявляют, что они «нанесли существенный ущерб партии», хотя в районе, где работал господин Веселов, результат за партию был одним из самых высоких. Наблюдатели полагают, что чистке подверглись «неудобные» для руководства компартии активисты.
Вчера первый секретарь рескома КПРФ Хафиз Миргалимов сообщил „Ъ“, что за «нарушение устава и нанесение существенного ущерба репутации» компартии из ее рядов исключены пять человек. Это депутат казанской гордумы Ильгизяр Валеев, глава Московского райкома КПРФ Игорь Веселов, первый секретарь комсомольской организации КПРФ Артур Гибадуллин, член контрольно-ревизионной комиссии Вахитовского райкома Екатерина Маклакова, депутат Госсовета Татарстана четвертого созыва Рафаил Нурутдинов. Двое из них, по словам господина Миргалимова, были исключены на заседании бюро рескома в минувшую субботу, остальные — на пленуме КПРФ в воскресенье.
Каким образом исключенные повредили репутации партии, Хафиз Миргалимов говорить отказался, сославшись на то, что это «внутрипартийное дело». Известно, что пленум был посвящен итогам выборов в Госсовет республики, по итогам которых от партии прошло в парламент лишь три депутата вместо прежних шести (КПРФ набрала всего 5,5%). Господин Миргалимов заверил „Ъ“, что с результатами голосования кадровые решения «не связаны». «На выборах мы не проиграли, это власть проиграла», — обозначил он позицию КПРФ.
Однако исключенные коммунисты связывают действия руководства КПРФ непосредственно с избирательной кампанией. «Нас назначили козлами отпущения», — заявил „Ъ“ Рафаил Нурутдинов, который полагает, что Хафиз Миргалимов и второй секретарь Артем Прокофьев «провалили выборы». Об этом же говорит Игорь Веселов, который известен в Казани как координатор межпартийной коалиции «За честные выборы»: «Они понадеялись на договоренности с властями, но власти их кинули». Господин Веселов напомнил, что разногласия между исключенными коммунистами и руководством рескома начались до выборов, когда формировался партсписок. Ряд партийцев выступали против включения в список связанных с татарстанским штабом «Народного фронта» Фадбира Сафина и Николая Атласова, а также имевшего судимость Александра Комисарова (в Госсовет прошел только последний). Кроме того, по информации „Ъ“, некоторые из исключенных жаловались на руководителей рескома по тем или иным поводам в прокуратуру и следственные органы.
Исключенные коммунисты заявили „Ъ“, что намерены обжаловать решения бюро и пленума, однако пока «не смогли ознакомиться» с ними. «Меня никто на пленум не приглашал, хотя я член рескома», — подчеркнул господин Нурутдинов. «Есть все основания для подачи жалоб не только в партийные, но и судебные органы. Решения приняты с нарушением устава», — добавил Ильгизяр Валеев.
Отметим, кадровая чистка в рядах коммунистов состоялась накануне партийной конференции — в ноябре члены КПРФ будут избирать новое руководство татарстанского отделения. Партийцы считают, что исключенные могли «выступить с критикой» действий нынешних региональных лидеров на выборах. Хафиз Миргалимов в беседе с „Ъ“ отверг эту версию: «Говорят, что Миргалимов опасается конкуренции — это не так. Это пленум голосовал, а не Миргалимов». Первый секретарь затруднился ответить, сохранит ли он свои полномочия после конференции, пояснив, что «выборы секретаря — не выборы депутатов», и решение о его кандидатуре будет приниматься кадровой комиссией ЦК.
«Наверное, поэтому они и были исключены, чтобы на конференции не было никаких сюрпризов», — предполагает политолог Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев, который указывает, что на Западе, «если партия терпит поражение, меняют ее руководителей». Здесь же, по словам господина Сергеева, «ситуация иная»: чистка коснулась «неудобных для руководства отделения людей». При этом, отмечает эксперт, некоторые из исключенных действительно нарушили партийную дисциплину — например, Рафаил Нурутдинов, который отказался выдвигаться от компартии на этих выборах и даже пытался снять ее список (подробно о конфликте КПРФ с господином Нурутдинов, а также о претензиях рескома к Артуру Гибадуллину, который работал членом ЦИК от «Яблока», „Ъ“ писал 29 июля). А Игорь Веселов (в его районе традиционно самый высокий процент за КПРФ), указал политолог, «нарушает игру с властями» руководства рескома, которую можно охарактеризовать как «игру в поддавки».