Рада цвета хаки
В новом украинском парламенте будет много "героев войны" и мало оппозиционеров
Избирательная кампания на Украине вступила в решающую фазу: сегодня завершается регистрация кандидатов. До внеочередных выборов в Верховную раду, намеченных на 26 октября, остается четыре недели. За тем, как разворачивается предвыборная борьба в Киеве, наблюдали корреспонденты "Ъ" МАКСИМ ЮСИН и ЯНИНА СОКОЛОВСКАЯ.
Сотники и комбаты
— У нас идет очень странная, абсолютно нетипичная кампания. Выборы уже совсем скоро, а посмотрите вокруг — это почти не ощущается. Раньше за месяц до голосования уже вовсю шли бы предвыборные митинги, концерты. Сейчас — тишина. Даже билбордов сравнительно мало. Вместо политических партий в центре Киева рекламируют рыболовные снасти, стиральные порошки. А ведь расценки на рекламные площади упали во много раз — и все равно их не торопятся раскупать. Да и мы сидим без работы и без контрактов. Политики в наших услугах пока не нуждаются,— жалуется "Ъ" известный киевский политтехнолог, попросивший не называть его имени, "учитывая деликатные финансовые нюансы".
То, что на избирательную кампанию денег на сей раз выделяется крайне мало, было понятно и без признаний безработных политтехнологов, спичрайтеров и аналитиков. Все участники нынешней предвыборной гонки ведут ее подчеркнуто скромно. Вызывающе дорогая реклама может быть поставлена кандидату в вину, ведь вместо уличной растяжки он мог купить для фронта автоматы или бронежилеты.
Поэтому реклама на сей раз бедненькая и непритязательная — услуги опытных и креативных имиджмейкеров остались невостребованными. Лейтмотив же почти всех предвыборных плакатов один: патриотизм и любовь к Украине. Каждая партия выбрала себе девиз, который и тиражирует с помощью билбордов.
"Время объединяться!" — это лозунг "Блока Петра Порошенко". "Не сдаваться! Украина победит" — это уже партия "Батькивщина", лидер которой Юлия Тимошенко выступает с гораздо более воинственных позиций, чем сторонники президента. "Сильная команда для сложных времен" — так презентуют себя лидеры "Народного фронта" премьер Арсений Яценюк, спикер Рады Александр Турчинов и глава МВД Арсен Аваков. Ну а главный возмутитель спокойствия последних месяцев лидер Радикальной партии Олег Ляшко остался верен себе: на его билбордах изображен не сам вождь радикалов и не кто-то из его соратников, а президент РФ, и рядом — нецензурное ругательство.
Именно эти четыре политические силы считаются основными фаворитами выборов, при этом безоговорочно лидирует президентская партия. Социологи предсказывают ей от 30% до 40%, что позволит провести в Раду от 70 до 90 депутатов только по партийным спискам (по ним избирается половина из 450 депутатов Рады). Плюс несколько десятков кандидатов, идущих по мажоритарным округам. Все опрошенные "Ъ" эксперты согласны с тем, что у "Блока Петра Порошенко" в новом парламенте будет самая многочисленная фракция.
На второе место чаще всего ставят Радикальную партию, предрекая ей от 10% до 15% голосов. Все в Киеве убеждены, что финансирует радикалов олигарх Сергей Левочкин, бывший глава администрации Виктора Януковича. О господине Левочкине в эти дни говорят едва ли не больше всего: несмотря на отнюдь не безупречную (с точки зрения победившего Майдана) биографию, олигарх уверенно маневрирует в новых политических условиях, спонсирует сразу несколько партий и многих кандидатов, идущих по одномандатным округам.
— В итоге может сложиться такая ситуация, что в неформальной "группе Левочкина" окажется не меньше депутатов, чем в пропрезидентской фракции. И без его участия будет невозможно сформировать парламентское большинство,— предсказывает киевский аналитик Дмитрий Джангиров.
Амбиции Сергея Левочкина не могут не беспокоить его бизнес-конкурентов, и в первую очередь хозяина Днепропетровской области Игоря Коломойского. Именно тесная связь Сергея Левочкина с Олегом Ляшко стала причиной информационной войны, которую начали против лидера радикалов СМИ, контролируемые Игорем Коломойским. Хотя, казалось бы, с идеологической точки зрения они почти неотличимы друг от друга. Но когда сталкиваются деловые интересы, идеология отходит на второй план — даже в сегодняшней насквозь идеологизированной Украине.
За второе место с Радикальной партией будет биться "Батькивщина" Юлии Тимошенко — ей прочат около 10%. Избирательную кампанию госпожа Тимошенко ведет жестко, обвиняя президента в чрезмерных уступках "террористам на востоке". Показательно, что первым номером в списке "Батькивщины" стала не экс-премьер, а летчица Надежда Савченко, находящаяся в российском СИЗО. Это немедленно вызвало в Киеве язвительные комментарии: лидер списка "Батькивщины" обязательно должна сидеть в тюрьме — на предыдущих выборах в этой роли была сама Юлия Тимошенко.
Четвертое место с 6-8% эксперты отводят "Народному фронту". Отличительная особенность этой партии — наибольшее число сотников, комбатов и других "героев войны" в "проходной" части списка (шесть человек). Милитаристская риторика сквозит и в выступлениях лидеров "Фронта" — Арсений Яценюк и его соратники по степени радикализма в последнее время стали гораздо ближе к Олегу Ляшко, чем к президенту Порошенко.
На грани пятипроцентного барьера балансируют еще несколько политических сил: "Гражданская позиция" бывшего министра обороны Анатолия Гриценко (один из киевских собеседников "Ъ" назвал его "Ляшко для интеллигенции"), ультранационалистическое объединение "Свобода" и партия "Сильная Украина" бывшего вице-премьера Сергея Тигипко. И это, пожалуй, единственная сила, которая (если наберет заветные 5%) сможет занять в новом парламенте оппозиционную нишу. Остальные партии, критикующие нынешнюю власть,— а это главным образом коммунисты и недавно созданный "Оппозиционный блок" — до 5% не дотягивают.
Президент как "партия мира"
С учетом такого расклада встает логичный вопрос: куда же подевался электорат, еще недавно обеспечивавший победы Виктору Януковичу и Партии регионов? Частично он остался в Крыму и в Донбассе и в нынешних выборах участия не примет. Частично он был "перевербован" — в таких русскоязычных регионах, как Днепропетровская или Запорожская области, сегодня сильны патриотические настроения. Частично этот электорат затаился, ушел во внутреннюю эмиграцию, никому не верит и не собирается участвовать в выборах. Именно поэтому в регионах юго-востока явка ожидается намного более низкая, чем в среднем по стране.
— Уже ясно, что мы получим парламент цвета хаки. Ничего хорошего в этом нет, но в сегодняшней ситуации такой расклад был неизбежен,— говорит бизнесмен Сергей Шахов, который выдвигается кандидатом по 106-му избирательному округу в Северодонецке Луганской области (этот район сегодня контролирует украинская армия, поэтому выборы 26 октября там пройдут).
Формально господин Шахов — независимый кандидат, но из беседы с ним становится ясно: в Раде он намерен поддержать Петра Порошенко.
— Президент сегодня ассоциируется с миром, а люди устали от войны, им необходима передышка. Поэтому такие кандидаты, как Олег Ляшко с его агрессивной риторикой, постепенно будут терять популярность,— предсказывает наш собеседник.
С тем, что играть роль "голубей мира" в новом парламенте станут именно сторонники президента, согласен и киевский политолог Михаил Погребинский.
— В Раде будет одна "партия мира", и это "Блок Порошенко",— говорит он.— Все остальные фракции постараются занять воинственно-патриотическую нишу, критикуя президента за чрезмерную мягкость, за уступки Донбассу и за то, что он договаривается с Владимиром Путиным.
Обреченный парламент
Еще один парадокс современной украинской политики — даже успех на выборах отнюдь не гарантирует главе государства легкую жизнь в Верховной раде.
— По большому счету Порошенко не на кого опереться. Отсутствие команды всегда было его ахиллесовой пятой, а сегодня эта проблема обострилась как никогда,— объясняет политолог Дмитрий Джангиров.— Президент включил в свой список слишком много активистов Майдана, на которых он едва ли сможет положиться. Трудно себе представить, что эти люди будут соблюдать фракционную дисциплину и безоговорочно поддерживать Порошенко. Даже сейчас, идя в его списке, некоторые будущие депутаты критикуют предложенные президентом законы.
Большинство опрошенных "Ъ" экспертов и политиков сомневаются, что новая Рада будет управляемой. И мало кто допускает, что она сумеет проработать до конца своего мандата.
— Новый парламент просуществует год-полтора, а потом будет распущен,— предсказывает депутат нынешней Рады коммунист Александр Голуб.— Но самое страшное может произойти еще раньше, до Нового года. Депутатский корпус окажется настолько радикальным, что примет решения, которые станут поводом для возобновления боевых действий на востоке. Например, отменит только что принятые по инициативе Порошенко законы об особом статусе некоторых районов Донецкой и Луганской областей.
Не питают иллюзий даже те, кто сам баллотируется в новую Раду.
— Этот парламент будет либо расстрелян, либо разогнан,— горько шутит кандидат в депутаты и потенциальный член президентской фракции Сергей Шахов.
Хотя, может быть, вовсе и не шутит.