Поддержка в регионах
Принятие закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" будет способствовать привлечению внебюджетного финансирования на цели модернизации и развития объектов инфраструктуры, в том числе в социальной сфере. По итогам рассмотрения законопроекта все 85 регионов выразили мнение о необходимости его скорейшего принятия. BG поговорил с некоторыми руководителями регионов, задав им вопрос "Как вы оцениваете экономический эффект от проектов, реализованных по схеме ГЧП"?
Никита Белых, губернатор Кировской области:
— Государственно-частное партнерство — это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору на условиях компенсации затрат, разделения рисков и обязательств. В полном виде подобные контракты у нас в области еще не были реализованы. В течение неопределенного периода область выкупала объекты, которые были уже построены, но не было управления. Совместными усилиями мы эти объекты пытаемся довести до ума. По расчетам — ощущения радужные, а вот как это будет на практике, сказать пока не могу.
Владимир Груздев, губернатор Тульской области:
— Привлечение частных инвестиций посредством механизмов ГЧП — это один из самых непростых, но одновременно самых эффективных способов создания, развития и функционирования инфраструктурных объектов. Область имеет положительный опыт в реализации инвестпроектов на условиях ГЧП, в частности с привлечением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ и областного бюджета. К ним относятся проекты по развитию промышленных комплексов городов Алексин (инвестиции 6,78 млрд руб.) и Новомосковск (инвестиции 45,6 млрд руб.), строительство объездной автодороги в промышленную зону г. Советска в рамках проекта компании SCA (инвестиции 6,5 млрд руб.) и ряд других. Как результат — увеличение мощности действующих производств, строительство новых современных предприятий, ввод новых объектов транспортной инфраструктуры, создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в областной и местный бюджеты.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:
— Государственно-частное партнерство из вспомогательного механизма становится одним из основных инструментов развития экономики и социальной сферы. Приведу пару примеров того, какой синергетический эффект имеет сотрудничество государства и бизнеса. Так, строительство госпиталя восстановительных инновационных технологий в Нижнем Тагиле — проект, не имеющий аналогов в России. Здесь будут делать сложнейшие операции, заменяя поврежденные кости титановыми имплантами. Другой пример — Технический университет УГМК. Некоторые виды приобретенного для вуза лабораторного оборудования не имеют аналогов в России. На нем ученые-металлурги будут заниматься исследованиями, а студенты — постигать премудрости будущей профессии. Это совершенно новый уровень образования. Один из проектов в здравоохранении, другой — в образовании, это означает не только экономический, но и огромный социальный эффект, который мы получаем, взаимодействуя с бизнесом.
Василий Голубев, губернатор Ростовской области:
— Областной закон о государственно-частном партнерстве работает у нас недавно — с 2010 года. Тем не менее очевидно, что такое партнерство взаимно эффективно для участников. Созданные в Ростовской области условия позволили приступить к реализации крупных проектов ГЧП в сфере ЖКХ "Вода Ростова" и "Чистый Дон", цель которых развитие систем водоснабжения и водоотведения с учетом жилищного и промышленного строительства в Ростове-на-Дону и пригородах, а также обеспечение экологической безопасности реки Дон, Азовского и Черного морей. Объем инвестиций по проектам — почти 40 млрд руб. На условиях ГЧП уже реализованы несколько проектов: реконструирована набережная Дона в Ростове-на-Дону, построены водноспортивные оздоровительные комплексы в Ростове и поселке Каменоломни Октябрьского района, созданы центры амбулаторного гемодиализа в Таганроге, Волгодонске, Шахтах, реконструированы и построены дороги для аквапарка в Ростове-на-Дону. Создание новых социальных объектов по схеме ГЧП значительно улучшает качество жизни людей, положительно влияет на инвестиционную привлекательность региона. Использование созданных объектов профильным бизнесом позволяет повысить качество предоставляемых услуг населению. При реализации проектов ГЧП внедряются новые технологии, привлекаются высококвалифицированные кадры. Сегодня на условиях ГЧП по всей области планируется построить более 30 водноспортивных оздоровительных комплексов. Реализация этого проекта позволит сформировать дополнительные налоговые поступления в объеме 3,5 млрд руб. и создать более 2,5 тыс. рабочих мест.
Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:
— Государственно-частное партнерство наиболее эффективно при реализации инфраструктурных проектов, которые дают не прямой, а опосредованный экономический эффект. И чем крупнее концессия, тем сильнее ее результаты влияют на экономику. До сих пор в Нижегородской области на принципах ГЧП реализовывались сравнительно небольшие проекты стоимостью до 1 млрд руб. Были построены три физкультурно-оздоровительных комплекса — в Краснобаковском, Лукояновском и Павловском районах, на стадии заключения концессионных контрактов находятся проекты еще трех оздоровительных комплексов и двух ледовых дворцов спорта, мусороперерабатывающий завод, сеть центров гемодиализа в Нижнем Новгороде и таких городах области, как Лысково, Бор, Заволжье, Дзержинск. В Выксе частный инвестор построил автовокзал и получил в свое распоряжение часть его площадей. Всего за несколько лет работы с небольшими проектами мы приобрели необходимый опыт, который теперь позволяет выйти на качественно новый уровень со стократным увеличением масштабов проектного финансирования. Так, совместно с Внешэкономбанком мы сегодня формируем концессию на строительство моста через Волгу, которое оценивается в 100 млрд руб.— цифра сравнима с годовым бюджетом региона! Серьезный интерес к нашему мосту проявили сразу несколько мировых компаний, среди которых, например, Samsung Group. Экономический эффект от строительства моста и северного автодорожного обхода Нижнего Новгорода, который тоже будет возводиться по схеме ГЧП, почувствует не только наша область, но и все Приволжье, так как в результате мы получим бесперебойное автосообщение по транспортному коридору "Север--юг".
Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми:
— В нашей республике законодательная база в сфере ГЧП сформирована еще в 2010 году. Однако фактически к реализации ее положений мы приступили только в прошлом году, когда был сформирован перспективный перечень проектов ГЧП. По двум из указанных проектов (в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения) с прошлого года уже ведутся строительные работы, и в ближайшее время эти объекты будут введены в эксплуатацию. По третьему проекту, предусматривающему строительство и реконструкцию отдельных участков автодороги регионального значения, в текущем году будет объявлен концессионный конкурс. В этом году мы планируем значительно расширить перечень приоритетных проектов ГЧП. C учетом такого расширения в перечень войдут всего 23 проекта, в том числе 10 — в сфере социальных слуг, 7 — в образовании, 2 — в здравоохранении, 2 — в сфере физкультуры и спорта, один — в сфере культуры и один — в сфере дорожного строительства. Совокупная стоимость проектов ГЧП составляет более 20 млрд руб. и включает как инвестиционные затраты, так и эксплуатационные расходы в период действия соглашения с частным партнером. Для сравнения: ежегодно в рамках Адресной инвестиционной программы Республики Коми за счет средств республиканского бюджета предусматривается 4-5 млрд руб. на осуществление инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности. Планируя реализацию проектов по схеме ГЧП, мы, естественно, тщательно взвешиваем все "за" и "против". Такой анализ показал, что при реализации проектов по схеме ГЧП происходит удорожание проектов в среднем на 20%. Вместе с тем в рамках существующих бюджетных ограничений использование механизмов ГЧП позволяет нам существенно ускорить ввод в эксплуатацию социально значимых объектов. Кроме того, ГЧП позволяет часть рисков перераспределить в пользу частного партнера. Все это будет способствовать более качественному строительству (реконструкции) объектов и созданию отвечающих современным требованиям условий для оказания услуг населению.
Владимир Городецкий, глава Новосибирской области:
— Наша задача в таких проектах — это активизация инвестиционных процессов и решение общественных задач с помощью привлечения средств частных инвесторов. Поэтому для нас экономический эффект — это привлеченные инвестиции и экономия бюджетных средств. Но говорить только об экономике неправильно. Главный критерий все-таки это решение проблемы, ради которой проект был запущен, и эффект здесь более многомерный, не всегда просчитываемый. Это и стимул для роста экономики в будущем, и социальный эффект. Сложно говорить об экономическом эффекте и в отношении проектов по развитию производственной и деловой инфраструктуры. Задача нашего участия в них — дать толчок, помочь на начальном, самом сложном этапе, снизить риски для частных инвесторов. В Новосибирской области были реализованы такие проекты, как промышленно-логистический парк, технопарк в Академгородке, биотехнопарк в Кольцово. Из новых проектов — инновационный медико-технологический центр, ориентированный на создание инструментальных средств диагностики и лечения, новых материалов и технологий в медицине. При финансировании проекта из областного и федерального бюджетов в размере 260 млн руб. удалось привлечь 1 млрд руб. средств инвесторов. Объем продукции, создаваемой резидентами центра, к 2016 году составит 8 млрд руб. Эффект от таких проектов может растянуться на десятилетия.
Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:
— В условиях ограниченности бюджетных средств перед нами стоит задача максимально использовать потенциал бизнеса для реализации социальных задач. Сегодня в регионе реализуется шесть проектов с использованием механизма ГЧП по развитию инфраструктуры здравоохранения. В частности, это создание современных диагностических центров, строительство и оснащение крупного кардиохирургического центра и центров гемодиализа. Будет создано 1,3 тыс. новых рабочих мест. Суммарные капитальные затраты частных инвесторов по этим проектам составят около 7,3 млрд руб. Благодаря этому наш регион имеет сегодня все возможности для того, чтобы стать крупнейшим медицинским центром страны. На стадии структурирования находится еще порядка 50 проектов с использованием механизма ГЧП. Это проекты в сфере здравоохранения, социального обеспечения, спорта и туризма. Без привлечения средств инвесторов мы нескоро смогли бы приступить к решению задач такого масштаба. Основным преимуществом заключения различного рода соглашений между государством и бизнесом для реализации крупных инвестиционных проектов, на наш взгляд, является экономия бюджетных средств, так как большинство проектов финансируется частными инвесторами. Кроме того, это экономия бюджетных затрат на эксплуатацию, поскольку затраты по содержанию объектов на период окупаемости проекта производятся за счет инвестора. Плюс социальный эффект, так как все проекты направлены на удовлетворение острых потребностей населения области в качественном медобслуживании. Еще одним преимуществом ГЧП является привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора, что открывает новые возможности для инновационных решений при оказании услуг, сокращаются сроки строительства, повышается контроль качества работ и целевого использования выделенных средств.