Грузинские лидеры устроили гонку в Давос
Президент и премьер не могут договориться, кто из них поедет на форум в Швейцарию
В отношениях президента Грузии Георгия Маргвелашвили и премьера Ираклия Гарибашвили возник новый конфликт. На этот раз они не могут договориться, кто из них будет представлять страну на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Приглашения получили оба, но премьер, обладающий по конституции реальной властью, не хочет ехать в Швейцарию в делегации, которую возглавит "символический президент".
Президента Маргвелашвили на "Давос-2015" пригласил лично глава ВЭФ Клаус Шваб в ходе их недавней встречи в Стамбуле. "Господин Шваб сказал, что, исходя из инвестиционной привлекательности Грузии, было бы целесообразно участие президента в Давосском форуме",— сообщил советник главы государства по экономическим вопросам Георгий Абашишвили. Впрочем, он тут же осторожно заметил, что окончательное решение о поездке "будет приниматься с учетом рабочего графика президента". Тем самым окружение главы государства предприняло попытку избежать скандала, аналогичного тем, что имели место в недавнем прошлом, когда правительство сначала не позволило президенту подписать соглашение об ассоциации с ЕС, а затем, по сути, не разрешило выступить с трибуны ООН. В обоих случаях грузинскую делегацию возглавил премьер, а президент остался в Тбилиси.
Судя по всему, правительство и на этот раз попытается ограничить амбиции президента, который, согласно новой конституции, хотя и является главой государства, наделен лишь символическими полномочиями. Сразу после того, как стало известно о приглашении от господина Шваба, глава МИД Грузии Майя Панджикидзе категорично заявила: премьер Гарибашвили "получил приглашение на "Давос-2015" еще 14 мая и уже подтвердил готовность поехать на форум".
Как пояснил "Ъ" комментатор еженедельника "Премьер" Зураб Гогоберидзе, "проблема в том, кто возглавит делегацию". "Если в Давос поедет единая делегация Грузии, то президент будет считаться ее главой, а премьер — всего лишь одним из членов",— заявил эксперт, уточнив, что для главы правительства, обладающего реальной властью в стране, это "категорически неприемлемо".
Конфликт мог бы разрешить Конституционный суд (КС). "Для меня непонятно, почему президент не обращается в КС?" — недоумевал в беседе с "Ъ" экс-председатель этого суда Автандил Деметрашвили. По его мнению, после запрета подписывать соглашение об ассоциации глава государства вполне мог обратиться в суд, "потребовав оперативного рассмотрения иска во внеочередном порядке". Однако источник "Ъ" в окружении президента заверил, что Георгий Маргвелашвили исключает возможность обращения в КС по данному поводу.