"Это будет уже не интернет, а другая внутренняя российская сеть"
Блицинтервью
Меры по усилению контроля над интернетом, которые обсуждаются российскими чиновниками, могут привести к изоляции российского сегмента сети, а также к появлению новой монополии на доступ в интернет, считает председатель совета директоров ЗАО "Центр взаимодействия компьютерных сетей MSK-IX", московского центра обмена интернет-трафиком, ЕЛЕНА ВОРОНИНА.
— Какие еще сценарии отрабатывались на июльских учениях по устойчивости интернета? Расскажите, какая роль была на этих учениях у MSK-IX?
— На учениях отрабатывались различные модели угроз и рассматривались варианты, каким образом можно им противостоять.
— В администрации президента России еще с апреля обсуждается вопрос усиления контроля над интернетом. В частности, предлагалось осуществлять выход на зарубежные сайты только через одного общероссийского оператора. Что вы думаете насчет этой инициативы?
— Все это реализуемо, но может привести к изоляции российского сегмента, это будет уже не интернет, а другая внутренняя российская сеть. При желании все возможно. Здесь специальные знания не требуются.
— Насколько вообще для россиян критичен запрет на выход к зарубежным интернет-ресурсам?
— Это вопрос общечеловеческий. Есть общечеловеческая копилка знаний. Разнообразные публикации научные — очень интересные. Есть сайты музеев и галерей. Необязательно что-то связанное с торговлей или политикой. Если будет решение о закрытии глобального интернета, российские пользователи не смогут увидеть ничего, что находится на территории других стран. И если до этого дойдет, значит, того будут требовать внутренние системы безопасности. То есть в ситуации реальной войны или чрезвычайной ситуации, и тогда, конечно, будет уже не до культурного развития населения.
— В пользу реформы политики приводят аргумент, что данные и трафик российских пользователей перехватывается за рубежом.
— Это совсем другая история. Для того чтобы трафик российских пользователей не выходил за пределы России, необязательно иметь одного провайдера. Для этого нужно создать условия, когда российские провайдеры обмениваются трафиком только в России. Если мы подразумеваем информационную безопасность в этом контексте, то это условия, при которых российские трафик-маршруты остаются в России.
Технологии IX (Internet Exchange; нейтральная инфраструктура, предназначенная для организации связей и межоператорского обмена трафиком между независимыми сетями.— "Ъ") хорошо для этого подходят. Но это не касается международного трафика. Если вы своему коллеге напишите письмо, оно должно пойти в Европу. С точки зрения информационной безопасности неважно, одним или двумя каналами вы будете пользоваться.
— Также обсуждалось предложение все DNS-сервера доменов .ру и .рф, которые находятся за рубежом, перенести в Россию.
— В этом случае ухудшится доступ к нашим национальным зонам. Это будет очень нетехнологичное решение, но будем решать проблемы по мере их поступления. Пока об этом речь не идет, насколько я понимаю.
— Если это будет реализовано, то это означает закрытие рунета с внешней стороны?
— Безусловно. Это, мне кажется, противоречит политическим устремлениям. Если мы хотим, чтобы доступ к зоне .ru был бы лучше, то DNS-серверов должно быть больше во всем мире.
— Как все эти инициативы могут повлиять на работу MSK-IX?
— Нет конечного проекта, непонятно на самом деле, как это планируется реализовать. И последствия пока просчитать очень трудно. Есть некие планы. Но я могу предположить, что если будет один оператор, то это будет монополия на рынке. Когда есть монополия на рынке, понятно, что рынок непременно поменяется.