Обвиняемые в убийстве вернулись из розыска
В Черкесске под суд отданы предполагаемые участники громкого расстрела девятилетней давности
В Верховный суд Карачаево-Черкесии направлено дело двух участников громкого убийства депутата Народного собрания КЧР Расула Богатырева и его друзей, совершенного в октябре 2004 года на даче Али Каитова — тогдашнего зятя бывшего президента КЧР Мустафы Батдыева. Следствие вменяет Джашарбеку Глоову и Шамилю Чомаеву, находившимся более девяти лет в федеральном розыске, убийство двух и более лиц, незаконный оборот оружия и использование заведомо подложного документа.
Вызвавшее в КЧР огромный общественный резонанс убийство семи человек было совершено в ночь на 11 октября 2004 года на территории кемпинга, занимавшего юго-западную часть парка культуры и отдыха "Зеленый остров" Черкесска, принадлежащего ОАО "Кавказцемент". В республике это место было хорошо известно как "дача Али Каитова" — зятя действовавшего на тот момент президента КЧР. Потерпевшие приехали к "Зеленому острову" на двух машинах — BMW Х5 и ВАЗ-2112. Единственным, кто вышел из машины, был бизнесмен и депутат Расул Богатырев, который приехал в кемпинг по приглашению Каитова. Во время визита господин Богатырев и шесть сопровождавших его друзей были расстреляны из автоматического оружия. По данным правоохранительных органов, в совершении этого преступления наряду с Али Каитовым, который организовал расправу, Тамерланом Бостановым, Азаматом Акбаевым, Германом Исмаиловым, Дмитрием Давыдовым, Константином Романенко, Николаем Соболевым и Станиславом Илинским также участвовали Шамиль Чомаев и Джашарбек Глоов. В частности, по показаниям участников и свидетелей расстрела, Джашарбек Глоов вместе с Азаматом Акбаевым и Германом Исмаиловым из милицейских автоматов сначала расстреляли людей, сидевших в ВАЗ-2112. Еще двух человек из BMW, которые пытались спрятаться под днищем своей машины, расстрелял лично Тамерлан Бостанов. И уже после этого Джашарбек Глоов вместе с Азаматом Акбаевым добили тех, кто мог остаться в живых в предварительно обстрелянных "Жигулях".
Расстрел семи молодых людей, тела которых были сброшены в закрытую шахту в районе селения Кумыш и подожжены, вызвал в республике протестные акции — в частности, родственники погибших дважды захватывали Дом правительства с требованием отставки президента КЧР.
Мотивом массового убийства стали, по данным следствия, финансовые конфликты: господин Богатырев не захотел уступить президентскому зятю свой пакет акций Черкесского химического завода, на который господин Каитов претендовал.
В общей сложности по делу об убийстве Расула Богатырева и его друзей к ответственности были привлечены 16 человек, в том числе сотрудники вневедомственной охраны, которые дежурили в ту ночь на даче Каитова и непосредственно в расстреле не участвовали, но ликвидировали следы преступления — собирали гильзы, осколки стекла, стирали пятна крови. Следствие обвиняло их в "укрывательстве особо тяжкого преступления" (ст. 316 УК РФ).
В декабре 2006 года Верховный суд КЧР вынес приговор другим участникам массового убийства. В зависимости от степени вины они были приговорены к разным срокам лишения свободы, вплоть до пожизненного. Организатор преступления Али Каитов получил 17 лет колонии.
Между тем Джашарбек Глоов и Шамиль Чомаев в 2004 году от следствия скрылись и были объявлены в федеральный розыск. Шамиль Чомаев был задержан в ходе полицейской операции "Розыск" в октябре 2013 года в Казани, где он жил по своим документам. После его задержания уголовное дело о массовом убийстве было возобновлено. Джашарбека Глоова взяли только в январе 2014 года в Волгограде во время проведения антитеррористических мероприятий. Как выяснило следствие, обвиняемый "незаконно получил паспорт гражданина РФ и водительское удостоверение на вымышленное имя, которые незаконно использовал при проверке его личности". В Волгограде он проживал с 2007 года как Абакар Магомедов и занимался строительным бизнесом.
Шамиль Чомаев и Джашарбек Глоов "в зависимости от распределения ролей" обвиняются в убийстве двух и более лиц (ч. 2 ст. 105 УК РФ), незаконном обороте оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ) и использовании заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ). По данным СКР, "следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу".