Cessna Aircraft не вписалась в «Вираж»
Американский производитель самолетов прервал отношения с липецким партнером
Американская Cessna Aircraft прервала контракт на поставку легких самолетов Cessna 172 Skyhawk почти на 1 млрд руб. с липецким авиасборочным предприятием «Вираж». Причиной разрыва сотрудничества стала задержка в оплате поставок. Она, в свою очередь, связана с судебным разбирательством с заказчиком самолетов — Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации (УВАУ ГА), которое не удовлетворили сроки исполнения контракта на 1,5 млрд руб.
О том, что Cessna Aircraft прекратила поставки легких самолетов Cessna 172 Skyhawk липецкому ООО «Вираж» (входит в ГК «Сигма»), рассказала „Ъ“ соучредитель «Виража» Вера Ивахина. По ее словам, несмотря на передачу в августе 30 Cessna 172 УВАУ ГА, авиаучилище не погасило всю стоимость самолетов. В итоге «Вираж» не смог оплатить заказ на следующие 25 бортов Cessna, после чего американские партнеры расторгли контракт почти на 1 млрд руб. «Мы были готовы взять кредит для погашения долга — $9,9 млн, но Cessna отказалась от предложения, компания не выходит на связь, их российский представитель прислал официальное письмо, что они расторгают договор на основании несоблюдения договорных обязательств с нашей стороны», — отметила госпожа Ивахина. При этом, по ее словам, сама Cessna Aircraft ранее задержала поставки самолетов на четыре месяца без объяснения причин. В итоге сейчас «Вираж» рассматривает возможность банкротства. Представитель Cessna Aircraft в России Александр Евдокимов сообщил „Ъ“, что Cessna выполнила все обязательства перед ООО «Вираж», но детали комментировать не стал.
Согласно материалам ульяновского арбитража, ООО «Вираж» в начале сентября подало иск о взыскании 210,8 млн руб. с УВАУ ГА. Как сообщила Вера Ивахина, училище подало встречный иск, требуя наложить на «Вираж» штрафные санкции в связи с нарушением сроков поставки по контракту на сумму более 1,5 млрд руб., который был заключен 13 июня 2013 года. Госпожа Ивахина настаивает, что УВАУ ГА не принимало поставку в течение девяти месяцев — с декабря 2013-го. Следующее заседание суда по иску «Виража» назначено на 15 октября.
Как рассказал „Ъ“ источник, близкий к руководству УВАУ ГА, по условиям контракта «Вираж» должен был начать поставки 69 самолетов в вуз еще в 2013 году, однако в прошлом году «ни одного самолета не было». «В этом — только 30. В итоге училище расторгло договор в связи с его неисполнением, — отметил собеседник „Ъ“. — Федеральный закон “О госзакупках” гласит, что оплата полученного товара или услуг производится в течение 60 дней, поэтому нельзя говорить, что оплаты не было, училище следует положениям об оплате». В Росавиации подтвердили „Ъ“, что контракт между «Виражом» и УВАУ ГА был расторгнут «ввиду длящегося неисполнения контрактных обязательств».
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Вираж» зарегистрировано в 2008 году в Воронеже, в 2012-м перерегистрировано в Липецке. Генеральный директор — Дмитрий Устинов. Учредители в равных долях — Владимир Борисов и Вера Ивахина. Основной вид деятельности — производство летательных аппаратов, включая космические. Выручка в 2012 году составила 384,8 млн руб., чистая прибыль — 23 тыс. руб. Компания ранее занималась производством самолетов на площадке ОАО «Воронежское авиастроительное общество», но затем перенесло производство на завод «Литмашприбор» (Усмань, Липецкая область). Проект по развитию малой авиации в регионе лично курирует губернатор Олег Королев. В апреле прошлого года областные власти решили поддержать его госгарантиями по займам на 130 млн руб.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров не понимает, почему ульяновское училище заключило контракт с «Виражом», а не напрямую с американским производителем: «На российском рынке существует множество компаний, которые предоставляют посреднические услуги между производителями самолетов и их конечными покупателями. Возможно, дело в том, что покупку оплачивает госбюджет». Эксперт отмечает, что сейчас Cessna 172 — один из самых распространенных легких самолетов в России, особенно среди пилотов-любителей. Но «это одномоторная машина, которая годится только для начального обучения, для выпускных полетов нужны совсем другие, например австрийские Diamond». Он добавляет, что у ульяновского училища есть множество вариантов замены поставщика, вплоть до заключения контракта напрямую с Cessna Aircraft. «А вот для “Виража” последствия могут быть печальными, если они теряют своего единственного клиента», — говорит господин Гусаров.
Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что у «Виража» хороший потенциал, но потеря такого крупного клиента «неизбежно ударит по финансовой стабильности»: «Компания может переориентироваться на частных покупателей, но, безусловно, это уже не те объемы. Училище в любом случае получит необходимое количество самолетов, так как это госзаказ». Борис Рыбак, гендиректор консалтинговой компании Infomost Communications, отметил существующий в России дефицит как летных училищ гражданской авиации, так и производителей легких самолетов. И «с точки зрения развития» эксперт находит отрасль «крайне перспективной».
Мария Шишкина, аналитик инвесткомпании «Русс-Инвест», полагает, что «для поддержания денежных потоков «Виражу» придется немного сменить профиль продукции, в противном случае выжить на таком узком сегменте рынка будет крайне трудно». «Что касается причин конфликта с Cessna Aircraft, на мой взгляд, тут дело исключительно в контрактных обязательствах, поскольку у “Виража” возникли определенные трудности с исполнением этого контракта, поэтому контрагент вынужден пересмотреть свои отношения», — добавила госпожа Шишкина. Аналитик TenkoFX Иван Кивин также считает, что искать политическую подоплеку в данной ситуации не стоит: «Гражданская продукция под санкции не попадает».