«Прямые включения Коммерсантъ FM с проекта бизнес образование в России»
Коммерсантъ ФМ 17.09.2014 14:42
Корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев обсудил обучающий модуль Высшей школы менеджмента СПБГУ «Новая энергия лидерства» с преподавателем Высшей школы менеджмента, HR-директором французской компании Lafarge Натальей Туркулец в рамках совместного проекта «Коммерсантъ FM» и ОАО Банк ВТБ «Бизнес-образование в России».
ВЕДУЩАЯ: Обучающий модуль «Энергия команды» в Санкт-Петербурге подходит к концу. Слушатели – топ-менеджеры ВТБ – сегодня получают домашние задания и готовят аттестационные проекты. Следующий раз на очередном этапе программы «Новая энергия лидерства» от Высшей школы менеджмента СПбГУ студенты увидятся только в ноябре. Пока же им предстоит укрепить свои знания на практике. «Коммерсантъ FM» следит за событиями в рамках совместного проекта с банком ВТБ, посвященного бизнес-образованию в России. И на месте работает корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев. Алексей, здравствуйте.
Алексей КИСЕЛЕВ: Да, Анна, добрый день. Напомню, что главной темой данного модуля у нас все-таки была командная работа, работа в команде. Студенты разбирали компетенции командных игроков, менеджеров команды, учились распределять роли. По основной классификации Белдина их девять, и каждая должна присутствовать в коллективе. Для понимания скажу, что это и стратегия аналитики, и исследователи ресурсов, и шейперы, которые подгоняют коллег во время работы. И даже есть такая важная роль как душа команды. Но на самом деле сейчас рядом со мной есть человек, который намного больше понимает в этом вопросе, – преподаватель Высшей школы менеджмента, HR-директор французской компании Lafarge Наталья Туркулец. Наталья, доброго дня
Наталья ТУРКУЛЕЦ: Здравствуйте.
Алексей КИСЕЛЕВ: Именно она, кстати, доносила до студентов компетенции командного игрока. Наталья, как выяснить, насколько ты командный игрок?
Наталья ТУРКУЛЕЦ: Во-первых, нужно исходить из того, что в современном мире эта компетенция является ключевой, потому что тех работ, которые можно выполнить в тиши кабинета, практически не осталось. То есть компетенции командного игрока становятся ключевыми. Но, как показывает практика, мы все себя считаем очень сильными командными игроками, хотя таковыми не являемся. Поэтому лучший способ узнать, хороший ли вы командный игрок, это спросить окружающих, то есть запросить обратную связь и быть готовым услышать, может быть, положительные, а может быть, и не очень положительные ответы.
Алексей КИСЕЛЕВ: Хорошо. А вообще можно ли верить этому мнению? Как понять, что ты собрал вокруг себя достаточно релевантную группу, чтобы она могла тебя судить?
Наталья ТУРКУЛЕЦ: А это исходить из того, что с нами работают адекватные люди, которые тоже должны быть заинтересованы в достижении общего результата, командном взаимодействии. Поэтому, исходя из этой логики, на их мнение можно положиться. Уж во всяком случае это мнение точно будет объективнее, чем наше собственное.
Алексей КИСЕЛЕВ: Хорошо. Допустим, мы услышали о себе какое-то определенное мнение, и понимаем, что мы считали себя командным игроком, а оказались не очень. Как развивать в себе навыки командного игрока?
Наталья ТУРКУЛЕЦ: Во-первых, нужно признать этот факт, не обескураживаться по этому поводу и выработать для себя некую стратегию развития. Для этого нужно понимать, какие сильные стороны у вас есть. у каждого человека они есть. Точно так же, как есть в качестве компенсации стороны не очень сильные. Выстраиваться лучше на сильных сторонах. В нашей практике, к сожалению, чаще всего мы смотрим на негативное и пытаемся его подтянуть. Призываю смотреть на то, что есть в арсенале позитивного, и выстраиваться на этих сильных сторонах. Уверяю вас, у каждого они есть.
Алексей КИСЕЛЕВ: А как определить свою роль в коллективе? Ты шейпер – тот, кто подгоняет людей, – или ты душа команды. Каким образом это можно сделать?
Наталья ТУРКУЛЕЦ: Для этого существует анкетирование по Белдину, вами уже упомянутому. Всего существует девять ролей, три из которых относятся к интеллектуальному кластеру, то есть действительно нужно уметь мыслить. Для того чтобы потом это намысленное внедрить, нужно обладать качествами реализатора. И, в конце концов, социальными качествами – это третий кластер – для того чтобы уметь хорошо выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому двигаться можно всеми тремя направлениями. Для того чтобы определить, где у вас сильные стороны, можно пройти анкетирование, которое состоит как из собственного анкетирования, так и тех, кто работает вместе с вами, чтобы получилось мнение наблюдателей извне.
Алексей КИСЕЛЕВ: Хорошо. А роль человека – она остается одной и той же на протяжении всей его жизни, всей его карьеры? Или меняется от этапа к этапу?
Наталья ТУРКУЛЕЦ: Роли предопределены природно и заложены в нас от рождения. Раскрываются достаточно рано, если мы к себе приглядываемся. Эта предопределенность вовсе не означает никакой фатальности. Просто это нужно осмыслить, где находятся наши сильные стороны и, как я уже сказала, работать над их дальнейшим развитием. А вот понимание слабых своих сторон должно привести к тому заключению, что очень хорошо иметь вокруг себя людей тех, кто нас дополняет гармоничным образом, иными словами восполняет наши недостатки. Тогда и мы будем сильными командными игроками, и команда даст максимально возможный результат.
Алексей КИСЕЛЕВ: Хорошо.
ВЕДУЩАЯ: Алексей.
Алексей КИСЕЛЕВ: Да?
ВЕДУЩАЯ: Мы вынуждены прерваться. Давайте продолжим разговор уже в следующем.
Алексей КИСЕЛЕВ: Да, да. Анна, я вас понял. Напомню, что сейчас у нас в гостях была преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ, HR-директор французской компании Lafarge Наталья Туркулец. Наталья, спасибо вам большое. Анна, передаю вам слово.
ВЕДУЩАЯ: Благодарю вас. Корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев был в эфире «Коммерсантъ FM».
Коммерсантъ ФМ 17.09.2014 16:43 (часть 2)
Корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев обсудил обучающий модуль Высшей школы менеджмента СПБГУ «Новая энергия лидерства» с управляющим директором департамента транзакционного бизнеса банка ВТБ Андреем Новаком в рамках совместного проекта «Коммерсантъ FM» и ОАО Банк ВТБ «Бизнес-образование в России».
ВЕДУЩАЯ: «Коммерсантъ FM» и банк ВТБ продолжают изучать бизнес-образование в России. В Санкт-Петербурге завершается третий день корпоративного обучающего модуля «Энергия команды» программы «Новая энергия лидерства». Управленцы ВТБ увились совместно работать, определять свою роль в коллективе и слушать друг друга, несмотря на высокие посты. Проводят занятия специалисты Высшей школы менеджмента СПбГУ. На месте событий находится корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев. Сейчас он на прямой связи со студией. Алексей, снова здравствуйте.
Алексей КИСЕЛЕВ: И снова здравствуйте, Анна. Сейчас большую часть дня управленцы ВТБ посвятили работе с аттестационными проектами. Ну, по сути, это такой диплом, который студентам предстоит защищать после полутора лет обучения, причем сроки довольно жесткие – уже буквально 23 сентября, уже через несколько буквально дней презентации этого проекта нужно проводить перед экспертным советом. Работают над каждой темой команды по пять-шесть человек, причем темы совершенно разные – от внедрения технологий бережливого производства до создания компактных и каких-то супертехнологичных офисов ВТБ нового поколения. Все, безусловно, применимо на практике. Там на самом деле очень много проектов, они совершенно разные, просто некоторые я не могу озвучить по коммерческим причинам – меня предупреждали. И сейчас вместе со мной управляющий директор департамента транзакционного бизнеса банка ВТБ Андрей Новаков. Андрей, доброго дня.
Андрей НОВАКОВ: Доброго дня.
Алексей КИСЕЛЕВ: Андрей, практически весь этот модуль посвящен развитию компетенций командного игрока и менеджера команды. Какую основную информацию, знания, навыки вы для себя вынесли?
Андрей НОВАКОВ: Очень интересно было посмотреть на себя со стороны с точки зрения ролей. Потому что как для каждого человека внутри нашей команды определена своя роль. И те роли, которые нам представили сегодня, какими они бывают, как они меняются во времени, каковы их сильные и слабые стороны, было весьма интересно и полезно поизучать. И более того, интересно было взглянуть непосредственно на себя самого: какую роль ты занимаешь в своей команде, что тебе стоит подтянуть, а на что стоит сделать акцент.
Алексей КИСЕЛЕВ: И, если не секрет, вы у нас по роли кто?
Андрей НОВАКОВ: Я по роли генератор идей. И, в общем и целом, скорее мне это свойственно. Действительно, генераторы – это такие товарищи, которые витают в облаках, потом что-то выдают на-гора и, в общем, фонтанируют какими-то творческими находками.
Алексей КИСЕЛЕВ: Хорошо. А насколько вообще полученные здесь знания каким-то образом применимы к реальности? Те же роли. Вы будете теперь как-то действительно разделять, может быть, своих сотрудников по ролям?
Андрей НОВАКОВ: Вы знаете, в ходе курса я уже несколько проецировал все то, что нам давали, на свою команду и как-то пытался идентифицировать, наложить их на своих чудесных коллег. И, в общем и целом, сейчас я понимаю, что там, да, какие вопросы, какие моменты нужно решать, когда ты формируешь проект на команду, кого не хватало в предыдущий раз, кого стоит добавить, кого, наоборот, стоит исключить. Поэтому это весьма прикладные знания.
Алексей КИСЕЛЕВ: Хорошо. А каким образом вы будете практически доносить все это дело до своих сотрудников? Вы будете проводить тренинги, или, может быть, сами свое время потратите на какое-то обучение?
Андрей НОВАКОВ: Нет, вы знаете, наверное, поступлю потоньше. Теперь я могу понять, кто есть кто в моей команде, и как мне их нужно ранжировать, чтобы один другого дополнил, а третий сотрудник не ушел в тень и тоже смог себя проявить. Я думаю, что это не будет какой-то конкретный тренинг, а будет мой такой фантюнинг для нашей группы.
Алексей КИСЕЛЕВ: Хорошо. А не отвлекает ли в принципе такой формат обучения от работы? На три дня вы исчезаете из офиса, фактически не отдыхаете, с утра до глубокой ночи чему-то учитесь. Оно вообще действительно надо?
Андрей НОВАКОВ: Вы знаете, это какое-то полное погружение в процесс. Оно очень здорово помогает отключиться и совсем по-другому заставляет работать мозг. Выключиться из рабочего процесса совершенно невозможно, все равно есть и корпоративная почти, и все равно есть какой-то коннект с внешним миром. Но если у тебя за спиной, скажем так, в головном офисе осталась сильная команда, которая тебе в конце вечера просто пишет: «Все хорошо, не беспокойся, продолжай учиться», – в общем, это успокаивает.
Алексей КИСЕЛЕВ: Ну, и, наверное, заключительный вопрос. А какие ваши самые яркие впечатления от этого модуля? Это, напомню, уже четвертый модуль. Возможно, какой-то интерактив, игры, яркие примеры.
Андрей НОВАКОВ: Именно так. Вчера у нас было некоторая активная деятельность на улице. Мне удалось полежать на плечах у одного нашего коллеги в виде некого такого бревна, которое нужно было поднимать. Это была моя роль. И, в общем и целом, я думаю, что не скоро мне удастся еще раз ее повторить.
Алексей КИСЕЛЕВ: Но и забыть, я думаю, теперь тоже не удастся. Ни вам, ни вашему коллеге.
Андрей НОВАКОВ: Это точно.
Алексей КИСЕЛЕВ: Да. У нас в гостях был управляющий директор департамента транзакционного бизнеса банка ВТБ Андрей Новаков.
Коммерсантъ ФМ 17.09.2014 14:43 (часть 3)
Корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев подвел итоги по обучающему модулю Высшей школы менеджмента СПБГУ «Новая энергия лидерства» в рамках совместного проекта «Коммерсантъ FM» и ОАО Банк ВТБ «Бизнес-образование в России».
ВЕДУЩАЯ: Обучающий модуль «Энергия команды» в Санкт-Петербурге подошел к концу. Слушатели – топ-менеджеры ВТБ – получили домашние задания и разъехались по местам работы. В следующий раз на очередном этапе программы «Новая энергия лидерства» от Высшей школы менеджмента СПбГУ студенты увидятся в ноябре. Однако до этого времени им предстоит защитить темы и направления своих аттестационных проектов перед экспертным советом, он соберется уже на следующей неделе в Москве. «Коммерсантъ FM» следит за событиями в рамках совместного проекта с банком ВТБ, посвященного бизнес-образованию в России. На месте продолжает работать корреспондент «Коммерсантъ FM» Алексей Киселев. Алексей, снова здравствуйте.
Алексей КИСЕЛЕВ: Снова здравствуйте, Анна. На самом деле, на данный момент уже завершает работать, но тем не менее. Если описывать, в принципе, чему научились управленцы, наверное, какой итог этой программы, то это некая такая смесь академических знаний, практической работы и интерактивности аудитории. За все время моего присутствия на занятиях лично я ни разу не почувствовал, что называется, себя на студенческой скамье в институте. И это было очень интересно все послушать, и преподаватели очень грамотно работали со слушателями. Больше хочется узнать, что будет дальше, нежели отсидеть пару и сбежать на кофе-брейк, к примеру, съесть какой-нибудь бутерброд. Очень много времени уделялось личным качествам людей. Каждый имел возможность высказаться, получить подсказку, может быть, выразить какое-то свое мнение. Ну, и, конечно, большую часть времени управленцы работали небольшими командами по 4-5 человек и при необходимости объединялись в группы до 10 человек максимум. Если в принципе говорить о том, чему тут учили и научили слушателей, то ученикам старались дать ответы на такие вопросы, как что такое команда, как строить команду, как понять в ней свое место, кого брать в коллектив, какие есть возможности для развития группы, сколько человек должно быть в идеальной команде – кстати, это вот такое магическое число, как говорят преподаватели: четыре человека. Девять ролей по Белдину, но всего лишь четыре человека нужно для принятия каких-то важных решений даже в коллективах большого размера, потому что все равно, даже если много человек в команде, больше десяти, играющую роль, главенствующую все равно играют не более чем четыре человека. Ну, и, конечно, управленцам напоминали про какие-то основы общения с людьми и развития в целом: нужно уметь слушать других людей и всегда подниматься после совершенных ошибок. Вот такой вот путь к развитию они предлагают.
ВЕДУЩАЯ: По ходу ваших включений вы упоминали, что топ-менеджерам часто приходилось участвовать в каких-то играх. О чем вообще речь идет?
Алексей КИСЕЛЕВ: Ну, вы знаете, здесь действительно было очень много игр. Очень жалко, что не удалось в них самому поучаствовать. Видимо, здесь сказывается отсутствие статуса топ-менеджера. Но мы вместе с HR-службой ВТБ с любопытством наблюдали за всем происходящим, получили большое удовольствие. Смотрите. Управленцам ставили какие-то такие внезапные и очень интересные задачи, как, к примеру – я уже упоминал это даже, – команда разминировать бомбу; вшестером встать на один кирпич – вшестером – и удержаться на нем 12 секунд; провести по заданным параметрам, произвести по заданным параметрам наибольшее число блокнотов, к примеру. Причем главной задачей почти во всех подобных конкурсах было не только научиться правильно работать в команде на своем месте, но и выходить за пределы правил, которые установили тебе организаторы. Думать нестандартно. По сути, вот такая вот старая, как мир, догма, что все блоки лишь в голове человека. И я на самом деле убедился, что это работает. То есть есть задание, критерии, ресурсы, и большая часть людей – она сразу бросается все выполнять, и буквально там два-три человека задумываются, что можно не только получить дополнительные ресурсы, обосновав это там, к примеру, обещаниями больших продаж, изменить критерии производства, придумав оригинальный рынок сбыта продукции. Вот, к слову, производить блокноты и вообще делать все упражнения приходилось не на бумаге, а на самом деле. То есть вот фактически блокноты они производили. Получили ножницы, степлер, стопку листов бумаги, две минуты времени, и вперед. Кстати, вот одна команда из шести человек за 120 секунд смогла сделать 60 блокнотов. Кто хочет, может попробовать на досуге, посмотреть, какой будет результат.
ВЕДУЩАЯ: В качестве домашних заданий что в основном давали?
Алексей КИСЕЛЕВ: Смотрите. Безусловно, здесь главное сейчас для слушателей – это подготовка аттестационного проекта. Но также управленцы получили задание поработать с мишенью целей так называемой и написать эссе на тему «Мои командные роли: вчера, сегодня, завтра». То есть нужно осознать свое место в группах и как-то переосмыслить свое назначение, разобраться с тем, какие качества нужно развивать, какие, наоборот, нужно пока оставлять на задний план. Ну а цели мишеней нужно представить либо свои задачи по аттестационному проекту, либо другие какие-то ориентиры, к которому сейчас стремится подразделение этих людей непосредственно рабочее. Ну, давайте тоже подведем маленький итог, буквально 10 секунд. Дам оригинальную трактовку понятия «менеджер», как его представляли преподаватели. Ну, вот кроме прочего, это «человек, который помогает понять людям смысл своей работы и, что немаловажно, получать от нее удовольствие». Вот так вот, Анна, вы получаете удовольствие от своей работы?
ВЕДУЩАЯ: Конечно! Конечно.
Алексей КИСЕЛЕВ: И это замечательно.
ВЕДУЩАЯ: У нас сейчас тут Путин выступает.
Алексей КИСЕЛЕВ: Значит, у нас с вами, видимо, хороший менеджмент.
ВЕДУЩАЯ: Я благодарю вас. Напомню, на связи со студией «Коммерсантъ FM» был корреспондент радио новостей Алексей Киселев.