Каждый третий

лизинг

Рост рынка лизинга всегда является показателем модернизации экономики. Однако следует признать, что в экономике России уровень инвестиций в основной капитал недостаточный как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Несмотря на высокую потребность в обновлении основных средств, в настоящее время лизинг занимает в ВВП РФ скромные 2%. Тем не менее в отдельных отраслях лизинговое финансирование является популярным способом обновления основных фондов. Так, через лизинг традиционно совершается более трети сделок.

Для малого и среднего бизнеса в нынешней ситуации практически полностью закрыт доступ к кредитным ресурсам

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В 2014 году к структурному экономическому кризису добавился также кризис геополитический, что повысило уровень неопределенности российской экономики.

Результатом геополитического кризиса стал дефицит финансирования у российских банков, что выражается в сокращении сроков и росте стоимости кредитов. С февраля ставки в среднем выросли на 2-3 п.п., а сроки кредитования сократились до полугода-двух лет. Как следствие, для компаний существенно осложнилось возможности обновления основных средств, рефинансирования существующих заимствований и оборотных средств. Для малого и среднего бизнеса в нынешней ситуации практически полностью закрыт доступ к кредитным ресурсам, так как банки неохотно идут на финансирование небольших компаний. Поэтому многие из них обращают все больше внимания на лизинг как более простой и доступный инструмент обновления основных фондов, в первую очередь транспортных средств.

Негативная внешняя среда отрицательно сказывается на объемах продаж новых транспортных средств. Согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые три-пять лет, поэтому многие прогнозировали, что клиенты начнут обновлять парк, приобретенный в 2010-2011 годах. Ограниченность доступа к финансированию, падение курса рубля и нестабильность экономической ситуации в целом заставили многие компании скорректировать свои инвестиционные планы. Так, оптовые продажи грузовиков, включая легкие грузовики, в январе--июле 2014 года упали на 18,6% в годовом исчислении, до 123,9 тыс. ед. Спад продаж зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки отечественных грузовых автомобилей сократились на 17,9%, до 57,0 тыс. ед., а их рыночная доля увеличилась с 45,6% до 46,0%.Продажи "российских иномарок" уменьшились на 32,5%, до 10,1 тыс. ед., при уменьшении их рыночной доли с 9,8% до 8,2%. Совокупная доля произведенных в России грузовиков (отечественных и иномарок) уменьшилась с 55,4% до 54,2% рынка. Импорт новых грузовиков уменьшился на 11,5%, до 55,6 тыс. ед., а его доля выросла с 41,3% до 44,9%. Продажи импортированных подержанных машин сократились в 4,2 раза, а их доля на рынке уменьшилась с 3,3% до 1,0%.

Можно предположить, что рынок аренды, так называемого оперативного лизинга, грузовых автомобилей также получит стимул для развития, так как горизонты планирования и возможности у компаний сократились и, вероятно, они перейдут к привлечению техники на короткий срок. Дополнительным стимулом развития данного сегмента рынка является большое количество техники, использовавшейся при реализации крупных государственных инфраструктурных проектов.

Несмотря на падение объемов продаж грузовых автомобилей и смещение спроса в сторону аренды, объемы продаж через лизинг пока остаются достаточно стабильными. Это связано с тем, что в период кризиса сокращаются прежде всего покупки за счет собственных средств. Если говорить о тенденциях в части продуктового предложения лизинговых компаний, то прежде всего надо отметить тренд по сокращению сроков финансирования и росту ставок для клиентов. Ведь лизинговые компании сегодня имеют доступ только к кредитам российских банков и вынуждены поднимать цену вслед за ними. Сроки лизинга здесь напрямую зависят от того, насколько умело лизинговая компания управляет ликвидностью и готова брать на себя риски несоответствия срочности активов и пассивов.

Еще одним вызовом для рынка лизинга в 2014-2015 годах станет ухудшение финансового состояния лизингополучателей и рост проблемных активов. В период кризиса рост среднего уровня просроченной задолженности в лизинге вынуждает многие лизинговые компании ужесточать требования к заемщикам. Сейчас уровень просроченной задолженности составляет около 3,5-4% в сегменте небольших сделок с тенденцией к увеличению. Данный фактор в дополнение к уже упомянутому ухудшению финансового состояния клиентов может оказать негативное влияние на развитие рынка лизинга. Можно говорить о том, что лизинг в целом является цикличной отраслью, соответственно, после лизингового бума 2011-2012 годов, когда рынок лизинга грузовых автомобилей показывал рост до 100% в год, приходит время некоторого охлаждения рынка. Этот период для лизинговых компаний является периодом повышенного внимания к качеству клиентов, оптимизации бизнес-процессов и совершенствованию риск-менеджмента.

Ухудшение финансового состояния потенциальных и действующих клиентов приводит к тому, что конкуренция между лизинговыми компаниями за новых клиентов на данном рынке становится все более жесткой. В тяжелой экономической ситуации многие лизинговые компании уделяют повышенное внимание оптимизации расходов, связанных с работой с клиентами, так как уровень отказов в связи с качеством потенциальных клиентов становится выше. Если при работе с крупными корпоративными клиентами изменения не столь значительные, то работа с малым и средним бизнесом претерпела очень существенные изменения. Поле для конкуренции также сместилось: если раньше акцент делался скорее на график лизинговых платежей и условия финансирования, то теперь основная борьба проходит на поле развития современных каналов и технологий продаж с целью обеспечения притока новых обращений клиентов с минимальными затратами.

Можно говорить, что в части каналов коммуникации с клиентами лизинговые компании во многом повторяют путь банков: информационный интернет-сайт и личный кабинет — это сегодня обязательные инструменты в общении с клиентом не только в банке, но и в розничных лизинговых компаниях. Развитие современных каналов коммуникации позволяет лизинговым компаниям лучше доносить до клиентов информацию о собственных преимуществах и возможностях дальнейшего сотрудничества, что увеличивает возможности повторных продаж.

Еще один источник позитивного опыта, применяемого российскими лизинговыми компаниями,— это европейская практика. Развитие информационных технологий, в том числе в виде веб-приложений, позволит кэптивным лизинговым компаниям при банках реализовать систему продаж с использованием филиальной сети банка, осуществляя взаимодействие через информационную систему лизинговой компании. При этом лизинговый продукт органично дополнит линейку банковских продуктов для юридических лиц. Данный вид синергии весьма популярен в Европе.

Альтернативным путем продвижения лизинговых продуктов в сегменте грузовых автомобилей является установление долгосрочного партнерства с поставщиками грузовых автомобилей. Применяется несколько способов данной интеграции — от размещения менеджеров лизинговой компании в офисе поставщика до передачи функционала по "продаже" лизинга менеджерам поставщика.

Безусловно, реализуя ту или иную стратегию, лизинговые компании опираются в первую очередь на высокий уровень автоматизации типовых операций и применения инновационных технологий. Данное направление развивается бурными темпами. Развитие современных средств связи и передачи информации позволяет компаниям существенно оптимизировать свою деятельность и сокращать издержки, а также внедрять инновационные решения для анализа надежности и платежеспособности клиента. Основные требования к современным системам автоматизации — это простота масштабирования и возможность интегрирования с другими информационными системами, применяемыми компанией. Кроме того, говоря об информационных технологиях, нельзя не упомянуть распространение электронно-цифровой подписи, с помощью которой компании могут упростить этап подписания договоров, являющийся трудозатратным и технически сложным этапом для лизинговых компаний с развитой филиальной сетью.

Наращивание лизинговыми компаниями компетенций в области развития каналов продаж и оптимизация бизнес-процессов должны привести в сегодняшней непростой экономической ситуации к появлению новых лидеров отрасли с инновационными предложениями. Каждая лизинговая компания должна будет ответить на вопрос, за счет чего она может быть успешна в столь конкурентном сегменте рынка, как рынок лизинга грузовых автомобилей.

Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании "ТрансФин-М"

Вся лента