Монополисты заправляют
Владелец ТЗК в аэропорту Уфы оспаривает решение ФСТ
Один из двух топливных заправщиков аэропорта Уфы — «дочка» ГК «Аэрофьюэлз» пытается выйти из реестра монополистов. Она оспаривает в арбитраже соответствующее решение Федеральной службы по тарифам. В компании считают, что госконтроль не способствует развитию конкуренции в аэропорту Уфы. Эксперты согласны, что попадание в реестр монополистов сужает поле для ценовых маневров «Аэрофьюэлза». В результате преимущество может получить конкурирующая сторона — ОАО «Международный аэропорт Уфа», полагают они.
«Фирма Аэрофьюэлз Уфа», оказывающая услуги заправки воздушных судов в аэропорту Уфы, обратилась в арбитражный суд с иском об исключении из реестра субъектов естественных монополий. Компания не согласна с приказом ФСТ о включении в реестр, утвержденным в сентябре 2013 года. Она полагает, что решение службы было принято необоснованно, так как «Аэрофьюэлз» не является монополистом в аэропорту Уфы, а оказывает конкурентные услуги наравне с ОАО «Международный аэропорт Уфа» (МАУ, 100% собственность республики). По мнению компании, которое приводится в материалах суда, попадание в реестр лишает ее возможности самостоятельно устанавливать тарифы на услуги и определять круг потребителей. Кроме того, как полагает заправщик, он был включен в реестр произвольно, без проведения анализа деятельности предприятия.
Доля, которую «Аэрофьюэлз» занимает в аэропорту Уфы на рынке услуг по заправке самолетов и хранению топлива, в материалах суда не уточняется. Она трактуется как «значительная». В реестре монополистов показатель также не приводится. Бывшие менеджеры аэропорта Уфы оценивают долю «Аэрофьюэлза» в пределах 30%.
• ООО «Фирма Аэрофьюэлз Уфа» входит в ГК «Аэрофьюэлз» — крупнейшего оператора аэропортовых топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в России. Сеть состоит из 19 ТЗК, компания оказывает услуги в 29 аэропортах РФ и 1000 аэропортах мира. Уфимская «дочка» группы образована в ноябре 2000 года с уставным капиталом 10 тыс. руб. 60% владеет ООО «Аэрофьюэлз групп» Владимира и Александра Спиридоновых, 40% — международный аэропорт Уфы. Выручка в 2012 году составляла 46,16 млн руб., чистый убыток 1,95 млн руб., кредиторская задолженность 3,66 млн руб.
ФСТ против удовлетворения иска возражает. Служба мотивирует необходимость установления госрегулирования на тарифы «Аэрофьюэлза» в Уфе поручениями федерального правительства, направленными на «выравнивание тарифов в аэропортах РФ» и «недопущение необоснованного роста стоимости услуг».
Как следует из материалов суда, «Аэрофьюэлз» в отличие от аэропорта Уфы устанавливал для авиакомпаний лишь один из двух тарифов — на обеспечение заправки воздушных судов. В июне 2013 года, как отмечено в материалах, этот тариф составлял 1,864 тыс. руб. за тонну. Тариф на хранение авиатоплива компания не регистрировала. У аэропорта тарифы составляли 896 руб. и 1,148 тыс. руб. за тонну соответственно. Таким образом, внешне тариф «Аэрофьюэлза» был выше для авиакомпаний, чем у конкурента. Однако, как сообщил „Ъ“ один из бывших топ-менеджеров аэропорта Уфы, конечная стоимость услуг «Аэрофьюэлза» могла быть дешевле, чем у аэропорта. «Компания могла предоставлять бонусы и скидки своим клиентам, если они пользовались ее услугами в других аэропортах, в том числе за рубежом, или продавать дешевле топливо. Не будучи в реестре монополистов, она имеет большой простор для ценовых маневров»,— сказал собеседник.
В первых двух инстанциях арбитража «Фирма Аэрофьюэлз Уфа» проиграла. Помимо аргумента о наличии конкурента, который суд признал несостоятельным, рассматривалось указании компании на то, что приказ ФСТ противоречит майскому распоряжению правительства РФ о необходимости развития конкуренции в сфере услуг в российских аэропортах. По этому поводу суд заметил, что заправщик был включен в реестр монополистов еще до появления этого документа правительства. Кассационную жалобу «Фирмы Аэрофьюэлз Уфа» арбитраж Московского округа принял к рассмотрению в этот понедельник. Разбирательство назначено на 21 октября.
В пресс-службе аэропорта Уфы вчера комментировать свое отношение к спору конкурирующей компании с ФСТ отказались. Руководство «Фирмы Аэрофьюэлз Уфа» для связи было недоступно.
Бывший топ-менеджер аэропорта полагает, что «МАУ, безусловно, заинтересован в том, чтобы правила игры для него и для „Аэрофьюэлза” стали одинаковыми». «Несмотря на то, что аэропорт является соучредителем этой компании, дивидендов от этого он не получает. Кроме того, у аэропорта и у „Аэрофьюэлза” разная себестоимость услуг. Если в тарифе МАУ заложена вся инфраструктура, многочисленный штат, то „Аэрофьюэлз” с его минимальным штатом может позволить делать хорошую наценку. Очевидно, что если тарифы конкурента будут регулироваться, аэропорт может выиграть в выручке»,— считает собеседник.
Другой бывший топ-менеджер аэропорта, напротив, считает, что выгоды МАУ от уравнивания позиций с конкурентом выглядят спорными. «„Аэрофьюэлз” приводит в аэропорт свои авиакомпании, что аэропорту должно быть выгодно. Кроме того, если ФСТ установит верхнюю планку тарифа для обоих игроков, то и у МАУ поле для маневра с тарифом будет ограничено»,— сказал собеседник.
Научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко полагает, что введение госрегулирования на тарифы конкурента в любом случае выгодно аэропорту. «Помимо того, что госрегулирование сужает коридор возможностей „Аэрофьюэлза”, в том числе по демпингу, оно делает его действия как конкурента аэропорта более предсказуемыми, так как на обе компании в этом случае будут распространяться одни и те же ограничения»,— отметил эксперт.