"Россия приступила к применению приемов политического дзюдо"
Белый дом одобрил законопроект о компенсации россиянам понесенных за рубежом потерь за счет бюджета. Хотя еще летом кабмин давал на него отрицательное заключение. Как отмечает правительство, вводить ограничения против имущества граждан России за рубежом может не только иностранный суд, но и иные органы. О смысле законопроекта рассуждает политолог Алексей Мухин.
Европейское общество мучается вопросом: как именно Россия ответит на пресловутую очередную волну санкций. Загадочным, на первый взгляд, стал в этой связи законопроект, поступивший в Госдуму вслед за известиями о том, что Италия арестовала недвижимость российских собственников. Исходя из документа, они в случае принятия смогут через суд обратиться за компенсацией из федерального бюджета.
Сначала это походило на естественную реакцию защиты российского истеблишмента. Однако, на мой взгляд, интересно совсем другое. Одновременно с присуждением компенсации суд может рассмотреть регрессное требование к иностранному государству, суд которого вынес этот акт. Россия будет вправе изъять находящееся в стране имущество лица, по требованию которого произошло изъятие собственности за рубежом, и если этого будет недостаточно, также находящееся в России имущество иностранного государства. Это уже напоминает масштабную ответную меру непрямого действия.
Либеральное сообщество попыталось представить эту инициативу как попытку защитить российских олигархов. Однако если закон будет принят, у России появятся основания изымать собственность компаний и частных лиц, имеющих отношение к государствам, ведущим себя по отношению к России немотивированно агрессивно. В данном случае, российское руководство лишь копирует модель поведения США, не привнося ничего нового в нынешнюю сложную обострившуюся конкурентную борьбу.
Помимо этого, скрытое реагирование на пресловутые санкции, на мой взгляд, вполне предусматривает и предстоящее 20-процентное ограничение иностранного участия в СМИ на территории России. В других странах ограничения варьируются с 20% до 40% и более процентов.
Поправки в закон о СМИ, конечно, нужно рассматривать в контексте с другими недавно принятыми ограничениями, например, с запретом рекламы на платных каналах, который вступит в силу с января 2015 года. От этого запрета пострадают, прежде всего, западные телевещатели, распространяющие в кабельных сетях русскоязычные версии своих каналов.
В общем, случилось страшное. Публично в этом не признавшись, Россия приступила к применению приемов политического дзюдо с использованием силы и агрессии своих предполагаемых противников. ЕС и США можно только поздравить с выходом на политический татами.