Госдума открывает номера для штрафов
Борьба с нарушителями правил парковки выходит на федеральный уровень
Госдума пытается придумать способ борьбы с закрытыми номерами на платных парковках. Водители завешивают госзнаки бумагой, тряпками, CD-дисками, для того чтобы избежать штрафа. Депутаты хотят изменить формулировки КоАП, чтобы наказывать нарушителей. Однако эксперты считают, что из этого ничего не выйдет: ПДД не запрещают машине стоять с закрытым номером, поэтому наказание ввести за несуществующую обязанность невозможно. С этой проблемой ранее столкнулась Мосгордума, но так и не смогла найти решение.
Разработку законопроекта по борьбе с закрытыми номерами начал депутат-единоросс Михаил Старшинов. «Пока есть только идея, технические нюансы мы сейчас прорабатываем с ГИБДД и другими специалистами,— пояснил он “Ъ”.— Мы пытаемся перефразировать как-то существующий состав нарушения (12.2 КоАП РФ — езда с нечитаемым номером.— “Ъ”). К примеру, это может звучать как “создание препятствий и помех для взимания парковочной платы” или “умышленная порча или сокрытие номерного знака”. Мы рассматриваем разные формулировки, конечного варианта еще не выбрано. Главное, чтобы было просто и понятно, чтобы нельзя было закрыть номер».
Проблема с нечитаемыми номерами обострилась в конце 2012 года, когда начали работать первые платные парковки. Контроль оплаты стоянки производится с помощью спецавтомобилей с мобильными камерами, считывающими номера. Чтобы избежать штрафа в 2,5 тыс. руб. за неоплату, водители стали закрывать госзнаки бумагой, тряпками, кусками картона, CD-дисками, а также видоизменять буквы и даже демонтировать номера на время стоянки. Мосгордума сначала ввела штраф за это нарушение, однако Верховный суд признал его незаконным: регион не может устанавливать санкции по вопросам, урегулированным на федеральном уровне. Парковки же являются частью улично-дорожной сети, где действуют федеральные ПДД и КоАП РФ. Мосгордума обещала придумать новую формулировку, но летом текущего года фактически расписалась в бессилии: на региональном уровне проблема не решается.
Решить этот вопрос на федеральном уровне, изменив лишь формулировку, не так-то просто, пояснил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. «В правилах дорожного движения прописано, что номер должен быть чистый и читаемый во время движения,— сказал он.— Условия стоянки не регламентируются. КоАП не устанавливает ответственность сам по себе, в нем прописаны санкции за нарушения существующих ПДД. Таким образом, нельзя будет ввести новый штраф за несуществующее правило, даже если и подобрать формулировку. Здесь надо подумать, возможно, про передачу регионам части полномочий и о других вариантах». Отметим, что вопрос санкций за езду с закрытыми номерами решается гораздо проще: недавно Госдума приняла новые ужесточения в этой области.
Водители знают про пробел в законодательстве, поэтому активно пользуются этим. Статистика закрытых номеров не ведется, однако сотрудники «Московского паркинга», эвакуируя неправильно припаркованные машины, фиксируют в документах факты нечитаемых госзнаков. По данным “Ъ”, с 1 сентября по 1 октября было выявлено 1279 таких авто из 28,4 тыс. автомобилей, перемещаемых на штрафстоянки (то есть около 4,5%).
Пока депутаты думают над решением, столичные власти нашли временный вариант. На московских улицах сейчас работают инспекторы, контролирующие парковку вручную: они могут очистить номер или сфотографировать передний госзнак (если он виден) на мобильный комплекс, таким образом, водитель все равно получит штраф за неоплату парковки.