Украинского министра обороны ищут в Москве
СКР возбудил уголовное дело против Валерия Гелетея
Следственный комитет России нашел виновных в массовой гибели мирных жителей на юго-востоке Украины. Уголовное дело возбуждено в отношении главы Минобороны этой страны Валерия Гелетея и других военных чиновников, отдававших, по версии следствия, приказы о применении тяжелого оружия неизбирательного действия. Генерал Гелетей, оказавшийся под следствием, рекомендовал СКР сдать в архив его дело. На подобное заявление у него есть основания. Во всяком случае, Интерпол отказывает России в международном розыске обвиняемых по событиям на юго-востоке.
Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, главным следственным управлением ведомства возбуждено уголовное дело в отношении министра обороны Украины Валерия Гелетея, начальника Генштаба вооруженных сил Виктора Муженко, командира 25-й бригады Олега Микаса, а также других "неустановленных лиц" из 93-й бригады и высшего военного руководства страны. В их действиях ГСУ СКР усмотрело признаки преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 33; п. "а", "б", "е", "ж", "л" ч. 2 ст. 105; ч. 1 ст. 356; ст. 357 (организация убийств, применение запрещенных средств и методов ведения войны и геноцид) УК РФ.
По версии следствия, военные чиновники, осуществляя общее и непосредственное руководство действиями подчиненных в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках, умышленно, в нарушение конвенции 1948 года "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него" и других международно-правовых актов, осуждающих геноцид, отдавали приказы, направленные на уничтожение русскоязычного населения. Исполняя их, считает следствие, при обстрелах Донецка, Луганска, Славянска, Краматорска и "иных населенных пунктов" самопровозглашенных ДНР и ЛНР украинские военнослужащие применяли системы залпового огня "Град" и "Ураган", авиационные неуправляемые ракеты, имеющие кассетную головную часть, тактические ракеты "Точка-У", другие виды тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия. В результате, отметил господин Маркин, были убиты более 3 тыс. гражданских лиц. Кроме того, причинен вред здоровью различной степени тяжести более 5 тыс. мирных граждан, полностью либо частично разрушено и сожжено более 500 жилых домов, объектов коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, больниц, детских и общеобразовательных учреждений. 300 тыс. жителей ДНР и ЛНР, "опасаясь за свою жизнь и здоровье", были вынуждены перебраться на территорию России.
По словам господина Маркина, несмотря на объявленное перемирие, в Донбассе из-за обстрелов до сих пор ежедневно гибнут мирные люди. Как считают в СКР, это происходит "либо вследствие прямых приказов министра обороны Украины, либо с его молчаливого согласия".
В ближайшее время следствие планирует вынести заочные постановления о привлечении господина Гелетея и его предполагаемых подельников в качестве обвиняемых, а затем арестовать их Басманным судом для объявления в международный розыск по линии Интерпола. Впрочем, вчера на заседании комитета общественной поддержки жителей юго-востока Украины в Совете федерации глава управления СКР Александр Дрыманов признал, что Интерпол, объявив в розыск лидера украинского "Правого сектора" Дмитрия Яроша, отказался искать олигарха и губернатора Днепропетровской области Украины Игоря Коломойского, заочно обвиняемого в организации и финансировании батальонов "Днепр", "Азов" и других вооруженных формирований, совершавших убийства и похищения мирных жителей, в том числе российских журналистов, и другие тяжкие преступления. Генерал Дрыманов сказал, что в Интерполе уголовное преследование олигарха связали "с некими политическими событиями". В соответствии с уставом международной полиции она отказывает запрашивающей стороне в розыске обвиняемых или подозреваемых, если видит политические мотивы в их преследовании. Впрочем, генерал Дрыманов не исключил повторного обращения в Интерпол по делу господина Коломойского, так как у СКР есть доказательства совершения им преступлений в "сфере бизнеса".
Генерал Гелетей довольно спокойно отреагировал на свое уголовное преследование. Отметив, что "мы не хотим чужого, но свое мы не отдадим (речь шла о территориях ДНР и ЛНР.— "Ъ")", он предложил СКР отправить в архив возбужденное в отношении него уголовное дело. "Подобные преступления не имеют срока давности",— сказали на это в СКР, пообещав рано или поздно добраться до министра.
"В конфликте на юго-востоке Украины наступила стадия взаимных обвинений в военных преступлениях,— сказал "Ъ" украинский политолог Константин Бондаренко.— У России в этом плане есть перевес, и симметричное реагирование для Украины — не лучший метод. Но все же такие новости дают надежду, что донбасская ситуация из военной стадии переходит в замороженную фазу, одним из проявлений которой и является информационная война".