Министр выходит за рамки
Глава свердловского минпрома решил отказаться от нереальных проектов
Новый министр промышленности Свердловской области Андрей Мисюра вчера впервые после назначения встретился с членами Областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). По его мнению, чтобы повысить конкурентоспособность предприятий, нужно ввести субсидирование НИОКР и отказаться от заключения рамочных соглашений, если за ними нет реальных проектов. Бизнесмены дополнительно предложили ему запретить госкорпорациям закупку зарубежного оборудования.
Вчера министр промышленности Свердловской области Андрей Мисюра впервые в своем статусе (был назначен в конце сентября) выступил перед членами СОСПП. На заседании комитета СОСПП по взаимодействию с естественными монополиями он рассказал о своем видении того, как стоит поддерживать региональную промышленность. По мнению господина Мисюры, на текущий момент у промышленников есть ряд ниш, где они могут заменить импортную продукцию своими разработками. По его данным, объем рынка ТЭК России в 2014 году составляет 200 млрд рублей, при этом 60–70% занимает импортная продукция, станкостроения — 130 млрд рублей (импортозависимость составляет 90%), объем импортных товаров в естественных монополиях составляет 50%.
Для снижения импортозависимости глава минпрома предложил облегчить работу малых и средних предприятий по разработке и внедрению НИОКР. «Предприятия вынуждены тратить от 1,5 млн до 3 млн рублей на сертификацию своих разработок на начальном этапе, потому что им это навязывает крупный заказчик. В целом, предприятия вынуждены финансировать проекты, которые еще не факт, что будут потенциально интересны», — пояснил господин Мисюра. По его мнению, нужно вводить новые инструменты поддержки — субсидии на НИОКР в сфере импортозамещения, субсидии на сертификацию. Кроме того, он пообещал, что минпром откажется от рамочных соглашений. «Сейчас заключено два соглашения с естественными монополиями, два — с госкорпорациями, и еще 73 межрегиональных соглашения. Нужно, во-первых, актуализировать действующие соглашения. Во-вторых, подписывать новые, только если они уже подразумевают реальные проекты», — пояснил он.
Промышленники со своей стороны рассказали о своих проблемах в вопросе импортозамещения. Глава НПО Автоматики Леонид Шалимов (господин Мисюра до назначения министром работал в этом НПО) предложил запретить госкорпорациям закупать оборудование за рубежом, если его аналоги имеются на российском рынке.
Заместитель технического директора ОАО «Уралмашзавод» Сергей Червяков поддержал идею, что российские компании должны поддерживать отечественного производителя. Он пожаловался на то, что предприятие за последние годы получило только десять крупных заказов. При этом Уралмашзавод не смог выиграть тендеры по прокатной продукции для «Северстали», ММК, Ашинского метзавода, и теперь предприятие может отказаться от этого направления. «Русская медная компания также ориентируется на закупку импортного оборудования», — добавил господин Червяков. По его данным, в 2013 году импортное машинное оборудование занимало 44% рынка в Свердловской области, а загруженность местных предприятий, например, по буровым установкам составила всего 42%.
Однако гендиректор ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» Давид Гайдт раскритиковал работу промышленников в плане разработок. «Например, Криогенмаш планировал разработать криогенный сосуд для СПГ (сжиженный природный газ. — „Ъ”). Прошло 12 лет, а завод, который был инициатором проекта, до сих пор планирует», — рассказал он.
Но господин Мисюра все-таки призвал промышленников к активным действиям. «Нам нужно воспользоваться политической обстановкой. Необходимо создавать свой продукт, который будет лучшим на рынке», — заявил господин Мисюра.