Смольный ищет партнеров в промзоны
У города нет средств для инженерного освоения всех участков
Смольный ищет механизмы для государственно-частного партнерства в области инженерной подготовки городских промзон. Средств, которые ежегодно направляются на эти цели из регионального бюджета, не хватает. Для освоения шестидесяти петербургских промзон сегодня, по оценкам чиновников, требуется 100 млрд рублей. Эксперты полагают, что инвесторам может быть интересно такое партнерство в обмен на налоговые льготы или часть выручки от продажи участков.
Как стало известно "Ъ", Смольный разрабатывает финансовую и юридическую модель, которая позволит передавать городские промзоны в управление частным компаниям для их инженерного освоения. Глава комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин пояснил, что сейчас город ищет схему партнерства, которая была бы интересна инвесторам.
Просто продажа участков в промзонах в частные руки город не интересует. В Смольном неоднократно говорили о том, что осторожно смотрят на продажу городской земли, так как в этом случае есть риск, что инвестор перепродаст землю по частям.
Ежегодно из городского бюджета направляется около миллиарда рублей на инженерную подготовку промзон, но этого все равно недостаточно для освоения всех земельных пятен города с промышленной функцией. В 2013 году на эти цели было выделено 1,1 млрд рублей, в 2014 году — около 1,5 млрд рублей, а в 2015 году, по предварительным данным, в бюджете предусмотрено 900 млн рублей. При этом, по оценкам господина Мейксина, потребность 60 городских промзон в инженерной и транспортной инфраструктуре составляет 100 млрд рублей.
В списке самых неосвоенных городских промзон числятся "Белоостров" в Курортном районе (свободно 109,35 га из 218 га), "Ржевка" в Красногвардейском районе (свободно 36,5 га из 507 га), "Ижорские заводы" в Колпинском районе (свободно 4% или 54,97 га), "Красносельская" в одноименном районе (свободно 26%, 23,06 га), "Юго-Западная" в Красносельском районе (свободно 86,21 га или 11%), а также "Конная Лахта" в Приморском районе (251,86 га или 32%).
Экс-глава департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Олег Шахов полагает, что привлечение частного инвестора — хорошая идея, но без участия города при реализации таких проектов не обойтись. "Частной управляющий компании нужна помощь по подготовке коммуникаций. И финансирование в виде "длинных" денег — это могут быть облигации или кредиты на 10-15 лет, с чем сейчас могут возникнуть трудности из-за ситуации на рынке. УК может попросить определенные гарантии под привлечение средств, а также помощь государства для редевелопмента промзоны", — рассуждает господин Шахов.
Директор департамента оценки NAI Becar в Санкт-Петербурге Александр Филиппов уверен, что земельные участки без инженерной подготовки интересны инвесторам не будут. "Городу необходимо найти частные компании, которые за свой счет подведут коммуникации и оснастят участки инженерией, а после продажи готовых участков выручка распределится между городом и частными компаниями. После этого потенциальные инвесторы будут заинтересованы в покупке земель для реализации промышленных производств", — полагает эксперт.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов сомневается в том, что инвестор сможет зарабатывать на участии в подобных проектах. Эксперт полагает, что одним из вариантов партнерства может стать привлечение средств компаний, которые намерены разместиться в этих промзонах, для строительства необходимой инфраструктуры. Взамен Смольный может предоставить инвесторам налоговые льготы. Но тут важно соблюсти юридическую чистоту, чтобы ни к властям, ни к инвестору не возникло никаких претензий, подчеркивает господин Баранов.