На смартфонах не экономят
Мобильный ритейл в Черноземье не заметил рецессии
Несмотря на ситуацию в экономике и колебания курса рубля, жители Черноземья, как россияне в целом, не перестали инвестировать в покупку мобильных устройств. Смартфоны при этом продолжают вытеснять более дешевые телефоны с ограниченным функционалом, но за счет так называемых B-брендов — Fly, Prestigio, Alcatel, Huawei, Lenovo.
В третьем квартале 2014 года объем продаж мобильных устройств в России достиг 66,54 млрд руб., говорится в отчете МТС. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 9,7%, по сравнению со вторым кварталом 2014 года — 25,8%. Примерно аналогичные темпы прироста рынок демонстрировал и по итогам второго квартала — 9,6 и 23,7% соответственно. В штучном выражении в третьем квартале продажи составили 12,3 млн устройств, что на 5,8% больше, чем годом ранее, на 31,2% больше, чем в предыдущем квартале. Россияне продолжают покупать мобильные устройства, несмотря на колебания курса рубля, подчеркивается в отчете, «сотовая связь и мобильный интернет стали базовой потребностью человека, от которой он не спешит отказываться».
В то же время структура рынка продолжает меняться. Так, доля так называемых feature phones — обычных телефонов с функциями звонков и отправки SMS — за год сократилась на треть. На них пришлось лишь 38,4% всех проданных устройств, тогда как годом ранее — 52,3%. Выручка от их реализации за это время снизилась еще быстрее — более чем на треть, до 7,6 млрд руб. Это только 11,5% рынка мобильных устройств в денежном выражении.
Выручка от продаж смартфонов при этом увеличилась на 19,4% год к году, до 58,9 млрд руб., а количество проданных устройств составило 7,6 млн штук. Росту продаж способствовало в том числе снижение среднего чека до 7753 руб., что на 14,9% меньше, чем годом ранее, и на 7,8% — чем в предыдущем квартале. Внутри этого сегмента также происходят изменения: «несмотря на локальные успехи и смелые эксперименты», производители брендов «первого эшелона», в топ-5 которых входят Samsung, Nokia, Apple, Sony и LG, продолжают уступать долю в денежном и количественном выражении так называемым B-брендам, таким как Fly, Prestigio, Alcatel, Huawei, Lenovo. На топ-5 A-брендов пришлось 49,3% квартальных продаж смартфонов в штуках и 69% — в деньгах. Годом ранее их доля составляла 63,6 и 74,9% соответственно. А в сегменте устройств бюджетной категории стоимостью до 5 тыс. руб. в июле—сентябре было продано около 3,6 млн смартфонов — вдвое больше, чем год назад.
Среди основных операционных систем позиции потеряла только Windows Phone: по данным МТС, за квартал было продано лишь 303 тыс. устройств на Windows на сумму 2,6 млрд руб. Таким образом, доля проданных устройств на этой операционной системе в штуках сократилась до 4% с 6,2% годом ранее, в деньгах — до 4,5% с 7,1%. Продажи телефонов на Android и iOS, наоборот, увеличивались.
Напомним, что аналогичные тенденции на рынке Черноземья отмечались департаментом маркетинга «Евросети» уже по итогам первого квартала текущего года. Тогда, по данным ритейлера, только в Воронеже было продано телефонов и смартфонов 89 тыс., что на 6% выше аналогичного периода 2013 года. В денежном выражении рынок составил 500 млн руб., показав прирост на 18%. При этом доля смартфонов выросла на 19% — до 59% от общего количества, а в денежном выражении — на 11% — до 87% от общей выручки. Прирост рынка смартфонов в количественном выражении составил 58%, в денежном — 35%, опередив прирост продаж планшетов. Аналитики «Евросети» также отмечали падение средних цен на устройства: для смартфонов в первом квартале этот показатель составил 9 тыс. руб. — на 15% ниже, чем в первом квартале 2013 года (для планшетов 19% — до 10 тыс. руб.). Однако на тот момент на рынке Воронежа в количественном выражении по продажам смартфонов лидировали Samsung, а по выручке — Apple.
Управляющий «Центральным» филиалом «Евросети» Артем Алякринский выделял два основных тренда — снижение продажного бума на местном рынке планшетов вследствие насыщения, а также усиление присутствия на нем В-брендов. «Положительные приросты на рынке смартфонов в Черноземье обусловлены прежде всего ростом продаж в дешевых сегментах. Важно учитывать тот факт, что рынок смартфонов не является независимым и также растет за счет других направлений. А общий рынок портативной электроники в этом году уже не такой, каким его привыкли видеть. Есть два месяца в году, вес которых оказывает большое влияние на общий результат продаж — август и декабрь. Первый уже оказался намного ниже прогноза. Вес декабря теперь очень высокий. Если и он окажется слабее ожиданий, то результат будет печальный. Поэтому наш очень осторожный прогноз не изменился. В лучшем случае рынок сохранит прежние объемы», — заметил вчера „Ъ“ господин Алякринский.
Продажи смартфонов в России продолжают расти, у сегмента большой потенциал для развития, считают в «Связном». По оценке этого ритейлера, по итогам девяти месяцев доля смартфонов на рынке мобильных устройств составила в штуках 60% против 44% годом ранее, в рублях — 88% против 80%. Таким образом, сохранились показатели первого полугодия.
«Несмотря на победное шествие смартфонов в объемах продаж, в сетях операторов их доля, по данным на сентябрь, в среднем не превышает 40%. В воронежской сети “Билайн” мы отмечаем рост на один процент ежемесячно уже на протяжении довольно длительного времени, но взрывного роста не происходит, — отметила Ольга Крутских, руководитель службы маркетинга воронежского филиала ОАО «Вымпелком». — С одной стороны, более дорогие смартфоны приобретаются взамен дешевых, а смартфоны в ценовой категории до 3 тыс. руб. замещают feature phones. Кроме того, значительный рост продаж смартфонов в целом по рынку подогревается и различными операторскими акциями, как “Билайн смарт” за “490 рублей”».
«Сейчас в Черноземье идет активная реклама мобильного интернета, абонентов убеждают, что он и смартфон — насущная потребность. По мнению представителей ритейлеров, рост доли смартфонов в нашем регионе слегка опережает общероссийский, если не брать Москву и Санкт-Петербург, — замечает редактор телекомпроекта mobil-vrn.ru Станислав Дитятев. — Но, похоже, далеко не всех удалось убедить в необходимости покупки и активного использования “продвинутых гаджетов”. Доля смартфонов в сетях мобильных операторов даже не достигает и половины».