"У Театра сатиры еще будет много работы"
90 лет Театру сатиры. В октябре 1924-го он появился на месте кабаре "Летучая мышь". И все эти девять десятилетий этот театр замеряет важный градус общественного состояния — умение смеяться над собой. Свой юбилейный вечер театр назвал "Грустно, но смешно".Ощущения журналиста Виктора Лошака после театрального юбилея совпали с его названием.
Как любой так долго живущий творческий коллектив, "Сатира" пережила взлеты и падения. В те советские годы, когда рядом с главрежем Валентином Плучеком в театре работали Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Георгий Менглет, Спартак Мишулин, Ольга Аросева и сегодняшние ветераны Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Вера Васильева, в "Сатиру" было не попасть. "Кордон конной милиции был единственно возможным способом наведения порядка на подступах к театру", — писал Плучек в своих мемуарах. Я сам школьником стрелял лишний билетик на Маяковке и хорошо помню, пожалуй, всю их афишу: "Ревизор", "Клоп", "Затюканный апостол", "Женитьба Фигаро"…
"Театр памяти сатиры", — шутит сейчас Ширвиндт. Чего у них не отнять, так это передающегося из поколения в поколение умения смеяться над собой. Нужно быть очень уверенным в себе, чтобы сказать со сцены: "Соль уже в суставах, а не в шутках". Они и для юбилея нашли жанр — пародию на юбилей.
Нельзя оторвать состояние в стране сатиры от Театра сатиры. Чем больше свободы слова, чем горячее споры в парламенте — тем меньше нужда в сатире, тем реже замирает от понятого между строк зритель. Времена безгласия хороши для политических анекдотов, газетных фельетонов и сатирических пьес. Как было сказано на юбилее о нынешних: "Кругом столько крови, а сатира у нас вегетарианская".
На юбилее верные зрители замирали: вот "сам Ширвиндт", вот "тот самый Добронравов", вот "вы узнали — Зоя Зелинская и Алена Яковлева"… А кто-то вздыхал о старых временах, когда на экране прошли лица звезд всех последних девяноста лет. Но важно, что этот театр сохранил главное свое качество: здесь всегда умели смешать серьезное со смешным для разговора о важном. У сатиры и Театра сатиры еще будет много работы. "Бывают времена, — как сказал классик жанра Станислав Ежи Лец, — когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос".