Спекуляции на фоне санкций

Как зарабатывают на падении рынка

В третьем квартале после слабых попыток роста российский рынок откатился еще глубже в минус, акции ряда крупнейших компаний обесценились в несколько раз, а главную роль на бирже снова начали играть спекулянты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

ЕВГЕНИЙ СИГАЛ

Третий квартал, на который возлагали столько надежд наши аналитики, ожиданий не оправдал. Слабые попытки роста в начале июля были подорваны новыми санкциями ЕС и США. Поднялась новая волна оттока инвесторов, и рынки упали до уровня марта-апреля — времени присоединения Крыма и начала боевых действий на юго-востоке Украины. А в сентябре ЦБ провел девальвацию рубля, показав тем самым уязвимость нашей экономики, и падение продолжилось. В результате по итогам третьего квартала индекс РТС снизился на 17,7%, индекс ММВБ — на 4,4%. Разница итоговых значений двух ведущих индексов объясняется именно девальвацией. Индекс РТС в отличие от ММВБ рассчитывается в долларах, а рубль к нему в минувшем квартале ослаб на 17,1%, с 33,63 до 39,4 руб./$., что только усилило падение индекса РТС.

Рост на фондовых площадках развитых стран в третьем квартале тоже затормозился: восстановление после кризиса происходит не так быстро, к тому же ухудшилась геополитическая ситуация. Тем не менее большинство развитых рынков завершили квартал в плюсе или символическом минусе. Американский индекс Dow Jones вырос на 1,3%, S&P — на 0,6%, японский Nikkei — на 6,7%. Французский CAC-40 потерял 0,2%, британский FTSE --1,8%, немецкий DAX — 3,6%.

Более активно росли развивающиеся рынки: бразильский индекс Bovespa прибавил 1,7%, индийский CNX-100 — 4,4%, китайский Shanghai Composite — 15,4%. Аналитики надеются, что интерес инвесторов к развивающимся рынкам постепенно возвращается. Да и по итогам девяти месяцев 2014 года индексы ряда развивающихся стран выросли: Shanghai Composite прибавил 11,7%, а CNX-100 — и вовсе 27%. За это время Dow Jones вырос всего на 2,8%, S&P — на 6,7%, а DAX и FTSE-100 даже потеряли 0,8% и 1,9% соответственно.

Однако российскому фондовому рынку даже о такой доходности остается только мечтать (см. график 1 и 2). Итоги его работы за девять месяцев еще печальнее, чем в третьем квартале: индекс РТС за январь--сентябрь упал на 22,1%, ММВБ — на 6,2%. Чистый отток средств из фондов, ориентированных на российский фондовый рынок, по данным EPFR, превысил с начала года $1,14 млрд. Отсутствие институциональных инвесторов и неконтролируемое падение превратили наш рынок в "медвежий", и первую скрипку снова начали играть слухи и спекулянты. Особенно ярко это продемонстрировал крах акций "Башнефти" и "Системы".

Спекуляция "Системой"

16 сентября правоохранительные органы обвинили председателя совета директоров АФК "Система" Владимира Евтушенкова в хищении и легализации акций "Башнефти", а суд отправил его под домашний арест. На следующий день акции "Башнефти" упали на 20,5%, "Системы" — на 36,9%. По итогам третьего квартала акции "Башнефти" снизились на 47,7%, привилегированные акции, считавшиеся одной из самых надежных и защитных бумаг на рынке, потеряли 51,3%. А акции самой "Системы" обесценились за квартал более чем втрое.

Паника инвесторов вполне понятна. Если суд вынесет обвинительный приговор и "Башнефть" национализируют, а судя по всему, дело идет именно к этому, то большой вопрос, станут ли выкупать акции миноритариев и по какой цене. К тому же под госуправлением менеджмент вряд ли будет выплачивать такие же щедрые дивиденды, как ранее. По этой логике лучше уж продавать акции сейчас, когда за них еще что-то можно выручить. Как и акции самой "Системы": с потерей "Башнефти" она лишится половины выручки и трех четвертей чистой прибыли.

Закончили квартал в минусе и другие компании нефтегазового сектора: акции "Газпрома" упали на 7,4%, "Роснефти" — на 6,9%, НОВАТЭКа — на 2,7%, ЛУКОЙЛа — на 1%. В плюсе только акции "Татнефти" (+4,6%). А индекс сектора потерял 2,3%. Не оказала ему поддержки и нефть: она весь минувший квартал дешевела (см. график 3), в итоге цена на Brent оказалась ниже $95 за баррель. Это становится критично и для бюджета, и для нефтегазовых компаний.

Атака на "Башнефть" и "Систему" задела и финансовый сектор. Его индекс на Московской бирже упал в третьем квартале больше всех — на 22,4% (см. график 4). Акции "Системы" торгуются именно в финансовом секторе рынка, кроме того, сказались санкции против госбанков. Сбербанк и ВТБ потеряли за квартал 10,6% и 7,3% соответственно.

С "Системой" же связана уникальная для российского фондового рынка и загадочная история крупной спекуляции. 19 сентября сразу несколько СМИ со ссылкой на менеджмент "Системы" сообщили об освобождении Евтушенкова. К разочарованию спекулянтов, рынок отреагировал не слишком ярко: за десять минут акции "Башнефти" выросли на 6%, акции "Системы" — на 20%. Вскоре пришла новость, что освобождение было мнимым, и акции эмитентов снова упали. По расчетам брокеров и биржевых аналитиков, исходя из объема совершенных в тот момент операций и уровня цен прибыль неизвестных спекулянтов могла составить около $2 млн. Руководство Московской биржи пообещало провести расследование, и если признаки манипуляции будут найдены, передать информацию в ЦБ.

Впрочем, вряд ли ЦБ будет этим заниматься: он расследует другую манипуляцию, но уже в валютном секторе рынка. 30 сентября Bloomberg со ссылкой на источник в руководстве ЦБ сообщило, что банк рассматривает возможность ограничить движение капиталов. На валютном рынке случилась паника, а доллар в очередной раз обновил максимумы по отношению к рублю. ЦБ пришлось спешно выделить банкам $581,4 млн. Кто и сколько заработал на этой спекуляции, неизвестно.

Упавший "Мечел"

Еще одно громкое падение в третьем квартале — вдвое обесценились бумаги "Мечела". Вероятно, и тут не обошлось без спекулянтов. В середине сентября по рынку поползли тревожные слухи: кредиторы "Мечела" якобы не могут достигнуть соглашения с его основным владельцем Игорем Зюзиным о конвертации $8 млрд долга компании в ее акции, и госбанки, на долю которых приходится большая часть долга, готовы банкротить "Мечел". Как следствие, за две торговые сессии 22-23 сентября акции компании упали на 38%. А 26 сентября появились слухи, что Зюзин готов к компромиссу, и акции пошли вверх. Объемы торгов в момент спада и подъема, как водится, резко выросли, но на этот раз Московская биржа не собирается проводить расследование и искать признаки манипуляции рынком. По итогам квартала обыкновенные акции "Мечела" потеряли 53,1%, привилегированные — 46,9%. Впрочем, для "Мечела" это продолжение затяжного падения. За девять месяцев этого года компания обесценилась почти втрое, потеряв 63% капитализации. А с тех пор, как в 2008 году Владимир Путин предложил отправить к Игорю Зюзину доктора, капитализация "Мечела" сократилась в десятки раз, с $24 млрд до $300 млн.

Остальные бумаги в металлургическом секторе завершили квартал в приличном плюсе. Акции "Норникеля" выросли на 8,9%, ММК — на 16%, НЛМК — на 21%, а депозитарные расписки "Русала" и акции "Северстали" подорожали более чем на 40%. В минусе помимо "Мечела" оказались акции АЛРОСА (минус 15,1%) и "Распадской" (минус 11,3%), но эти компании относятся к металлургическим довольно условно. В целом по итогам квартала индекс металлургического сектора вырос против падающего рынка на 8,9% и вышел в лидеры, хотя несколько кварталов подряд был одним из главных аутсайдеров и падал даже тогда, когда остальные росли. Причина неожиданного роста в том, что на мировых рынках постепенно восстанавливаются спрос и цены на металлы, даже на самый проблемный из них — алюминий (несколько лет цены на него держались на грани рентабельности производителей). Активный рост объясняется стартом с низкой базы: что сильнее всего падает, при изменившейся конъюнктуре растет быстрее всего.

Помимо металлургического сектора плюс показал только индекс потребсектора, но уж очень символический — 0,05%. Все остальные снижались. Индекс сектора транспорта упал на 18,7%, машиностроения — на 10,4%, энергетики — на 4,8%, телекоммуникаций — на 3,1%, химии и нефтехимии — на 2,5%.

Что касается потребсектора, минувший квартал не дал ответа на главный вопрос: что с ним дальше будет. Он рос в 2012 и 2013 годах, даже когда рушился весь рынок, за счет повышения зарплат, пенсий и потребкредитования, конвертировавшихся в рост потребления и хорошую отчетность ритейлеров. Однако в первой половине 2014-го, с ухудшением экономической обстановки, индекс потребсектора потерял 1,2%. Для аналитиков это стало тревожным сигналом, третий квартал ясности не привнес, посмотрим, что будет в четвертом.

Однако можно точно сказать, кого в нем не будет. Большинство аналитиков уверены, что до разрешения геополитического кризиса иностранные инвесторы не проявят интереса к рублевым бумагам. Ни профессиональным инвесторам, ни дилетантам на наших площадках больше нечего ловить: доходность уже почти год как отрицательная, а уровень рисков — запредельный.

Вся лента