Селфи на холсте

Выставка Владимира Дубосарского «Дом художника» в Пирогово

Для «Дома художника» в эллинге для яхт в Пирогово Владимир Дубосарский выбрал максимально нехарактерные для себя работы. АЛЕКСАНДРЕ ШЕСТАКОВОЙ экспозиция напомнила ленту новостей в Facebook.

В огромном эллинге для яхт, построенном Евгением Ассом, пахнет краской. Запах доносится из «мастерской», где художник продолжает работать над серией «Рациональная живопись», в которой пишет картины красками, оставшимися от предыдущих работ. Выставка в Пирогово построена примерно по тому же принципу: в дело идет все, что есть.

Дизайн экспозиции был придуман Юрием Аввакумовым. Правда, не в этом году и для совсем другого проекта. В 2006 году сделанные из деревянных ящиков павильоны предназначались для тематических разделов совместной выставки Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Легкость бытия» — новой ВДНХ. Для того же проекта художники пригласили неожиданных соавторов — к работе над картиной «С чего начинается родина» присоединилась «артель олигархов»: президент компании IBS Анатолий Карачинский, хозяин курорта Пирогово Александр Ежков, президент медиахолдинга «Пронто-Москва» Леонид Макарон, Артем Кузнецов (Гута-банк), Петр Авен (Альфа-банк), а также бывший генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев.

Теперь бывшая «новая ВДНХ» без всяких изменений перевоплотилась в дом художника с «мастерской», «выставочным залом» и «архивом». «Со временем менялся я и менялись мои работы, поэтому я решил сделать выставку, которая разрушала бы стереотип такого художника, каким меня представляют, и показать какие-то другие стороны»,— рассказывает Владимир Дубосарский.

Оно, может, и к лучшему. Совсем недавно закончилась выставка дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Москва. Ускользающая реальность» — собрание фантазий о городе от самых продаваемых художников 2000-х. На ней было предостаточно традиционных для дуэта игр на грани китча, производимых «халтурщиками», как сами себя называют художники, в промышленных масштабах.

Выставка в Пирогово похожа на ленту новостей в Facebook: споры о политике смешиваются с дружескими портретами. Есть и обязательный для такого формата жанр селфи — черная звезда на красном фоне, перерисованная живописцем с собственной толстовки.

За политическое высказывание «отвечают» совсем недавние работы, некоторые из которых написаны в самом эллинге, вроде картины с надписью «Это не ваша война, ребята». Небольшой зал сделан исключительно по материалам социальных сетей. Он начинается с нескольких перерисованных принтскринов с популярной (9 млн просмотров на YouTube) видеодокументации перформанса Марины Абрамович «В присутствии художника», снятого в тот момент, когда она, по легенде, впервые после долгой разлуки встречает Улая. На одну из картин в зале — портрет Андрея Монастырского с собакой — даже перенесены «лайк», правда перевернутый, и надпись характерным для социальной сети шрифтом, что портрет Монастырского «не получился».

«Сад камней», предназначенный, по словам Владимира Дубосарского, для медитации, состоит из подвешенных на веревках камней, лежащих в презервативах, на каждом надпись с именем и характеристикой друга художника, придуманной им же. Среди подписей попадаются «Мудрый (Юрий.— “Ъ”) Альберт», «Имперский (Андрей.— “Ъ”) Филиппов» и «Ира Корина неповторимая». Ну чем не список друзей на Facebook, разве что без фотографий?

В какой-то момент выставка напоминает пост только для друзей, малопонятный постороннему зрителю. О зале, посвященном сквоту в Трехпрудном переулке, Владимир Дубосарский говорит: «У того, кто там был, слезу вышибает. Про остальных — не знаю».

Вся лента