Бизнес с золотыми зубами
Рынок стоматологических услуг Петербурга ждет стагнация, уверены эксперты. Сегмент платных услуг достиг предельного насыщения, кроме того, на бизнес существенно повлияли европейские санкции, приведшие к увеличению стоимости профессионального оборудования и материалов. При этом значительно снижается платежеспособность населения.
Объем рынка стоматологических услуг Петербурга, по оценкам участников рынка, составляет 35-40 млрд рублей. Точную цифру назвать сложно из-за большого количества теневых платежей и отсутствия публичной отчетности у большинства частных игроков.
По оценке главного врача клиник "Стоматологический центр города" медицинского холдинга "Праймед" Сергея Лобанова, в Петербурге работает около 1 тыс. частных стоматологических клиник, центров и кабинетов. В число крупнейших по обороту входят "Меди", "Стома", "Интан", "Стоматологический центр города", "Вероника".
По уровню оснащения и комфорта стоматологические центры делятся на три сегмента. Первый — стандарт (или "эконом"). Такие клиники ориентированы на клиентов с низким и средним уровнем дохода. Клиники этого сегмента наиболее распространены на петербургском рынке. Помимо крупных систем клиник, сюда относятся частные кабинеты с несколькими стоматологическими установками. В клиниках применяются сравнительно недорогие материалы и простое оборудование. К ним относятся стоматологии "Интан", "Витаника", "Мой зубной".
Клиники бизнес-класса ("комфорт") рассчитаны на клиентов со средним уровнем дохода. Чаще всего такие центры оказывают полный спектр услуг, в число которых входит имплантация, протезирование, отбеливание, терапевтическая стоматология. В клиниках используется современное оборудование. Как правило, стоматологи работают вместе с ассистентами. Сюда относятся "Стома", "Райден", "Праймед".
На долю клиник VIP-класса, по оценкам участников рынка, приходится от 2 до 5% клиник. Эти центры рассчитаны на клиентов с высоким уровнем дохода. Чаще всего они специализируются на высокотехнологических услугах и индивидуальном подходе. В клиниках применяются новейшие технологии и оборудование. Ярким представителем сети класса люкс является "Меди".
Наибольшая конкуренция приходится на частные и государственные клиники. Соотношение спроса здесь составляет 60 и 40% соответственно, по оценке господина Лобанова. Если говорить о сегментах рынка частных услуг, то здесь основная конкуренция происходит между сетевыми и несетевыми клиниками.
"Сетевой сегмент развит в большей степени, поскольку все несетевые клиники так или иначе стремятся именно к этому формату. В сетевом формате на сегодняшний день легче выживать", — считает главврач.
Генеральный директор ЗАО "Меди" Марина Касумова, к главным достоинствам сетевых клиник относит географическую распределенность, что дает возможность пациенту выбирать удобное местоположение клиники в зависимости от района проживания и работы. "При этом без потери в качестве: сетевые компании имеют стандарты обслуживания и оказания услуг, единые для всех клиник", — отмечает она.
Финансовый директор сети стоматологических клиник "Вероника" Дмитрий Морозов считает, что на рынке спросом пользуются медучреждения, удовлетворяющие требованию "соотношение цены и качества". "Поскольку потребителю сложно ориентироваться на показатель "качество лечения" до его начала, то он ориентируется на сервис клиники, ее историю, рекламную активность. В остальном пациенты сравнивают стоимость и продолжительность предлагаемого лечения", — рассуждает он.
За красивую улыбку
По оценке господина Лобанова из "Стоматологического центра города", средняя прибыль клиник по совокупности всех услуг составляет 20-25%. "Наибольший доход стоматологиям приносят ортопедия (около 40% дохода), терапия (25%) и ортодонтия (10%). По количеству пациентов лидируют терапия, протезирование и услуги по исправлению прикуса", — говорит Марина Касумова.
По мнению финансового директора сети стоматологических клиник "Вероника" Дмитрия Морозова, наиболее востребованной услугой является красота улыбки. "Все хотят красивую улыбку. Остальное — нюансы каждого конкретного случая, кому-то достаточно простой гигиенической чистки, а кому-то хватит простого съемного протеза", — говорит он.
Мало места для новичков
В целом же рынок стоматологических услуг Петербурга близок к насыщению, считает господин Лобанов. "Если говорить о насыщении относительно платежеспособного спроса, я думаю, что рынок к нему близится. Если говорить о потребности в стоматологических услугах, то должно пройти еще около пяти лет для того, чтобы произошло насыщение", — отмечает он.
Однако из-за достаточно высокого уровня насыщения и европейских санкций эксперт ожидает стагнации рынка стоматологических услуг. "Я думаю, что на рынке будет сильно сказываться макроэкономическая ситуация в стране. Ни для кого не секрет, что частный сектор полностью работает на импортном оборудовании и материалах. В последнее время только за счет изменения курса валют стоимость оборудования и материалов увеличилась на четверть. При этом платежеспособный спрос либо стагнирует, либо снижается, поэтому я не жду бурного развития. Хорошо если рынок будет стагнировать, а не падать", — прогнозирует господин Лобанов.
Для выхода новых игроков и помимо этого существует ряд препятствий, связанных с большими инвестициями в открытие клиник, дефицитом кадров и сложностью получения банковских кредитов, отмечают участники рынка.
По оценке госпожи Касумовой из "Меди", необходимый объем инвестиций для открытия стоматологической клиники бизнес-класса на три-четыре стоматологических кабинета в центре Петербурга обойдется примерно в $1 млн (без учета стоимости помещения) с учетом оборудования высокого уровня, например, немецких или финских производителей, в том числе рентгенодиагностического. Существенно затягивает процесс выхода на рынок процедура получения лицензии.
Сергей Лобанов главной проблемой рынка видит нехватку квалифицированных кадров. "В городе отсутствует специальная медицинская подготовка по многим направлениям. В частности, нигде не готовят ассистентов стоматолога. Клиники вынуждены обучать ассистентов прямо на рабочем месте, а уже после этого работать в четыре руки. Огромный дефицит есть среди врачебного персонала. Как правило, после института специалисты не готовы работать самостоятельно", — сетует господин Лобанов.
3D для ровности
Ведущими тенденциями, определяющими дальнейшее развитие рынка стоматологических услуг, являются развитие высокотехнологичных услуг, активное внедрение цифровых технологий и увеличение возможностей диагностики, перечисляет Марина Касумова.
"В ортопедии для изготовления коронок сегодня применяется современный материал диоксид циркония, при этом моделирование конструкций происходит виртуально с использованием программ 3D-моделирования. В ортодонтии все большую значимость приобретает вопрос внешнего вида конструкций, поэтому востребованы эстетические и лингвальные брекет-системы. В терапии предлагаются услуги с использованием операционного микроскопа и многофункционального лазера", — рассказывает она.
Дмитрий Морозов также считает, что самым перспективным направлением является внедрение компьютерных технологий в процесс лечения во всех специализациях стоматологических услуг. "Наиболее показательны здесь услуги по восстановлению зубного ряда. Одного диагностического визита пациента достаточно, чтобы спланировать имплантологическое лечение, изготовить хирургические шаблоны, временную реставрацию и постоянную ортопедическую конструкцию. В ортодонтическом лечении также сфера компьютерного моделирования позволяет еще до лечения изготовить все ортодонтические конструкции, которые в течение оговоренного периода позволяют добиться полного исправления прикуса. При этом и в ортопедии, и в ортодонтии резко сокращается количество ручного труда, особенно в части выполнения низкоквалифицированных зуботехнических операций, что, безусловно, ведет к улучшению качества изделий и, как следствие, — к успешному лечению", — поясняет господин Морозов.