Инфляция против денег
Ее уровень в России превысил размер ключевой ставки Центробанка
Потребительская инфляция, подогретая импортным продовольственным эмбарго и девальвацией рубля, по итогам сентября 2014 года достигла максимального уровня за последние три года — 8%. Те же факторы в ближайшем будущем будут толкать цены вверх, а замедление частного потребления и цен на мировых товарных рынках сможет лишь замедлить скорость ее роста. Базовая же инфляция превысила уровень базовой ставки ЦБ, угрожая увеличением давления на рубль и дефицита внутреннего финансирования.
На конец сентября уровень потребительских цен подскочил до 8% в годовом выражении против 7,6%, зафиксированных в августе, сообщил свои окончательные оценки в прошедшую пятницу Росстат. Традиционной осенней продуктовой инфляции не наблюдается. Продовольствие остается основной движущей силой разгона инфляции. Цены на него по итогам сентября прибавили 11,4% против 10,3% в августе. Быстрее всего дорожали товары, импорт по которым ограничен правительством в поставках в Россию из развитых стран: мясо, рыба, фрукты и овощи — они, по оценкам Barclays Research, составляют порядка половины продовольственной корзины в индексе инфляции. Непродовольственные цены остались на уровне августа — 5,5% в годовом выражении. Однако без учета цен на бензин непродовольственная инфляция ускорилась с 4,2% в августе до 4,4% в сентябре, отражая в том числе эффект девальвации рубля. Замедлился лишь рост цен на платные услуги — с 6,9% до 6,7%, соответственно.
В прошедший четверг глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что по итогам года инфляция не превысит 8%, подтвердив стремление регулятора окончательно перейти к таргетированию цен по итогам 2014 года и снизить их динамику до 4% в обозримом будущем. Впрочем, данные, опубликованные Росстатом в пятницу, заставили аналитиков говорить о нереальности оценок инфляции в 2014 году, обнародованных госпожой Набиуллиной. Эффект подорожания продовольствия должен быть исчерпан лишь во второй половине 2015 года. Сгладить его помогут падающие мировые цены на продовольствие, нефть и замедление внутреннего потребительского спроса в России. Однако этого не хватит, чтобы компенсировать последствия девальвации рубля, которые обеспечивают повышательное давление на цены на квартал вперед. "На наш взгляд, девальвация продолжится на фоне того, что российские корпорации и банки лишены возможности рефинансировать свои внешние обязательства из-за санкций, а цены на нефть снижаются",— считают в Barclays Research.
Между тем по итогам сентября базовая инфляция достигла 8,2%, превысив уровень ключевой ставки ЦБ (см. график). Хотя Эльвира Набиуллина заявила, что считает текущие процентные ставки приемлемыми несмотря на разгон инфляции, объявив о скором запуске операций валютного репо для поддержания банковской системы, аналитики расходятся в оценках дальнейшего поведения регулятора. В ING Eurasia считают, что валютное репо поможет ЦБ продержаться, не повышая ставки до второго полугодия 2015 года. В Barclays Research считают, что уже 31 октября регулятор примет решение об увеличении ставки до 8,5%. При этом рынок настроен негативно. "В ближайшие недели национальная валюта может ослабнуть до новых минимумов, в то время как инфляция способна сделать реальные официальные процентные ставки отрицательными. Такой сценарий вряд ли воодушевит рынки",— цитирует Reuters аналитиков БКС. В пятницу рынок внутреннего долга завершил торги в красной зоне, а кривая доходности облигаций выросла на 6-20 базисных пунктов.
Отметим, что выводы мониторинга денежно-кредитной политики, сделанные последней миссией МВФ в Москве, сводились к тому, что на фоне ускорения базовой инфляции ЦБ необходимо быть еще жестче, чтобы обуздать ожидания. Отрицательные же процентные ставки, особенно в условиях сокращения ликвидности на мировых рынках, лишь усилят отток капитала из России.