Сделано Россией
Из ливийского плена освобождены более 20 граждан РФ, Украины и Белоруссии
Как выяснил "Ъ", граждане РФ Владимир Долгов и Александр Шадров, задержанные в Ливии в 2011 году по обвинению в пособничестве режиму Муаммара Каддафи, освобождены и вернулись на родину. Отпущен и житель Севастополя Сергей Бычков. Ранее они вместе с группой граждан Украины и Белоруссии были приговорены ливийским судом к длительным тюремным срокам. Российские власти не комментируют, как удалось вызволить пленников. А Сергей Бычков лишь сказал "Ъ": "Нас освободила Россия".
О том, что граждане РФ Владимир Долгов и Александр Шадров после трех лет ливийского плена вернулись на родину, "Ъ" рассказал на жестких условиях анонимности источник в Триполи, знакомый с историей возбужденного против россиян судебного дела. Оперативно связаться с 53-летним Владимиром Долговым (Саратовская область) и 61-летним Александром Шадровым (Нижегородская область) "Ъ" вчера не удалось. Однако на страничке господина Долгова в соцсети "Одноклассники" есть запись, косвенно подтверждающая факт его освобождения: "Это сладкое слово — свобода!". Запись датирована 12 сентября. По словам же источника "Ъ", на родину задержанные вернулись "в последней декаде августа".
Владимир Долгов и Александр Шадров были захвачены в Ливии в 2011 году вместе с тремя гражданами Белоруссии и более чем двадцатью украинцами. Новые ливийские власти предъявили им обвинения в пособничестве режиму Муаммара Каддафи, дело было передано в военный суд. По версии же самих арестантов, они приехали в Ливию для работы инженерами и охранниками на нефтяных объектах. Однако уже через неделю солдаты правительственных войск под угрозой смерти заставили их заняться обслуживанием военной техники. А еще через месяц, 27 августа 2011 года, военная база под Триполи, где они работали, была захвачена повстанцами из так называемой бригады "Какаа" ("Сокол").
Почти через год военный трибунал Триполи приговорил Александра Шадрова к пожизненному заключению, Владимир Долгов (как и все остальные) получил десять лет каторги. В МИД РФ тогда заверили, что будут добиваться пересмотра приговоров. Переговоры с ливийской стороной, однако, серьезно усложнялись тем, что в стране после падения режима Каддафи фактически не функционирует центральная власть и продолжаются бои между разными группировками. В августе прошлого года Высший военный суд Ливии отменил приговор в отношении двух россиян и остальных граждан СНГ, направив дело на рассмотрение гражданского суда.
В итоге вместе с господами Шадровым и Долговым были освобождены 18 граждан Украины и двое белорусов. МИД Украины оказался единственным ведомством, предавшим информацию о вызволении своих граждан публичности, уточнив, что освобождение происходило "при содействии" самого министерства. На вопрос "Ъ", как именно удалось вызволить пленников, в украинском МИДе ответили, что подробности раскрываться не будут. В российском МИДе также не стали комментировать этот вопрос. Связаться с представителями посольства Ливии в РФ не удалось.
Вместе с тем один из освобожденных, 63-летний житель Севастополя инженер по специальности Сергей Бычков, вчера сообщил "Ъ": "Освободила нас Россия". Подробности процесса вызволения и он, однако, раскрывать не стал, согласившись рассказать лишь о некоторых деталях трех лет в ливийском плену.
По его словам, после падения режима Каддафи разными повстанческими группировками было захвачено "большое число иностранцев, которых автоматически обвинили в пособничестве прежним властям". Россиян, украинцев и белорусов то угрожали расстрелять, то говорили, что при задержании произошла ошибка и их отправят домой. Задержанных неоднократно перевозили с места на место (из Триполи в Эз-Зинтан и обратно), помещая в малопригодные для жизни помещения — то всей группой в большую камеру без окон, то в передвижные строительные домики. В ходе очередного переезда у одного из арестантов случился сердечный приступ — он умер на руках у товарищей. А когда у кого-то из группы охранники нашли мобильный телефон, всем на долгое время запретили прогулки. По словам Сергея Бычкова, к пленным ливийцы относились "то лучше, то хуже" — в зависимости от того, как шли переговоры с российскими, украинскими и белорусскими представителями. О том, что скоро их могут освободить, задержанные догадались, когда члены контролирующей Эз-Зинтан группировки сообщили им, что некие радикалы напали на прокуратуру и сожгли все дела, в том числе и их. Сергей Бычков сказал "Ъ", что поехал в Ливию "не от хорошей жизни", а теперь, после освобождения, будет проводить все время с семьей.