Красота на ощупь
Московский Театр наций работает над уникальным проектом
Московский Театр Наций работает над уникальным проектом "Прикасаемые", который откроется 13 октября в рамках международного фестиваля "Территория" и расскажет о жизни слепоглухих. В основе спектакля — истории реальных людей, которые тоже выйдут на сцену, но они — лишь повод для того, чтобы зритель задумался о самом себе.
Невысокая девушка с русой косой приближается ко мне, танцуя. У нее хорошее, светлое лицо, она улыбается. Это Алена Капустьян из Орехово-Зуево, ей 16 лет. За руку ее держит мама Юля. Мама приходит с Аленой на репетиции и танцует с ней. Когда танцующая пара останавливается в метре от меня, Алена ощупывает ногой веревку, прикрепленную к полу, указывающую направление. Ей хочется танцевать дальше, но мама раскрывает ладонь Алены и жестикулирует под ней. Этот язык называется дактилем, пальцевой азбукой, и с его помощью мама объясняет Алене, что танец надо отложить, потому что я гость и хочу с ней поговорить.
— Скажите ей, как вас зовут,— предлагает Юля. Я испытываю легкую панику в первую же секунду: я не умею пользоваться дактилем! Как я объяснюсь?
— Напишите ваше имя буквами на ее ладони,— подсказывает Юля.
Я пишу сначала О, потом Л. "Оля",— угадывает Алена. Она произносит слова своеобразно, немного глотая звуки,— так говорят люди, которые учились говорить, уже не слыша своей речи. "А кто вы, Оля?" — спрашивает Алена. Я пишу на ее ладони название моей профессии. Мне достаточно написать четыре буквы, и Алена с улыбкой кивает: "Журналист".
Алена учится в школе-интернате для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде. Это самая знаменитая школа в России, в которой у человека, лишенного слуха и зрения, сохраняется возможность выучиться читать, писать, общаться с миром.
Алена потеряла слух в полтора года. В шесть лет лишилась зрения — началось отслоение сетчатки глаза, ей сделали экстренную операцию, которая не помогла. Алена хорошо учится, у нее развитый интеллект. Признанием ее заслуг в учебе стал российский флаг, который Алена несла на закрытии Паралимпийских игр в Сочи.
Юля хотела бы, чтобы Алена училась в обычной школе, но трудности в общении с другими подростками не позволяют ей такую роскошь — обычные школьники не знают, как общаться со слепоглухими, и Алена, находясь в такой школе, окажется в изоляции. "Ей очень нужно общение,— говорит Юля.— Но я не знаю, куда нам идти, когда она закончит школу. Слепоглухим людям дорога дальше закрыта". Алена хотела бы учиться дальше, работать. Сидеть дома ей будет тяжело — она уже привыкла к активной жизни. В каком-то журнале Юля прочитала, что ученые на Западе придумали биометрический глаз, с помощью которого слепые смогут видеть окружающий мир. И теперь она мечтает, что новейшие технологии когда-нибудь появятся и в России, и Алена сможет видеть.
— У таких людей закрыты все каналы общения с миром,— говорит координатор проекта "Прикасаемые" Виктория Авдеева.— Они не могут его видеть и слышать. Но они могут его чувствовать. Мы, прикасаясь к ним, можем рассказать им обо всем, что происходит вокруг. Поэтому в Театре Наций решили сделать такой проект и рассказать зрителям о том, как живут слепоглухие люди.
Идея родилась в июне на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Председатель Фонда поддержки слепоглухих Герман Греф предложил художественному руководителю Театра Наций Евгению Миронову сделать театральный проект о жизни людей, лишенных возможности видеть и слышать. Миронову идея понравилась, он собрал команду и придумал "Прикасаемых". Проект начался в рамках международного фестиваля "Территория", его делают режиссер Руслан Маликов, драматург Марина Крапивина, художник Екатерина Джагарова и видеохудожник Мария Ястребова.
— В июле наша творческая команда начала собирать информацию о слепоглухих,— рассказывает Авдеева.— Уже тогда стало понятно, что это большой проект, и он не только о тех, кто не видит и не слышит окружающий мир, а обо всех нас. Мы тоже часто слепы и глухи. У нас открыты глаза и уши, но закрыто сердце.
Проект поддержали актеры Ингеборга Дапкунайте и Егор Бероев — они играют в спектакле. Уникальная слепоглухая женщина Ирина Поволоцкая сумела найти, убедить и привести в проект своих знакомых, которые тоже выйдут на сцену. Всего в проекте участвует семь слепоглухих людей.
Если ты слепоглухой, у тебя нет близких людей и ты не получил специального образования, чтобы общаться, ты не выживешь. У тебя нет ни единого шанса
В августе состоялась первая встреча участников проекта и актеров. "Сначала наша творческая группа и слепоглухие просто встретились в офисе фестиваля,— рассказывает Авдеева.— Это было первой лабораторией, когда мы пытались просто почувствовать друг друга. На второй встрече уже присутствовали волонтеры, и мы все танцевали. Ирина Поволоцкая учила меня танцевать танго! Оказалось, что слепоглухие очень любят танцевать, для них это не просто движение, это самовыражение".
В третьей лаборатории участвовали и волонтеры, и актеры. В четвертой был мастер-класс по движению на сцене с участием Евгения Миронова. Именно на этой встрече актеры стали погружаться в состояние слепоглухих людей — надели беруши и маски, потеряв возможность слышать и видеть. Потом было еще три лаборатории. Участники осваивали поверхности и пространство, босиком передвигаясь по репетиционному залу — актерам, глаза и уши которых были закрыты, помогали передвигаться слепоглухие, для которых эта задача оказалась более легкой. "С каждой встречей мы видели, что опасения, настороженность рассыпаются, и мы становимся друг другу ближе",— говорит Авдеева.
Несколько раз участники проекта ездили в интернат для слепоглухих детей в Сергиев Посад — там живут герои спектакля Даня и Владик, которые по состоянию здоровья присутствовать в театре не могут. В этом интернате актеры не только погружались в среду — там они понимали, кому и для чего нужен их проект. "Вы когда-нибудь были в этом интернате? — спрашивает Авдеева.— Там сотня качелей, и дети обожают качаться на них. У них так мало каналов общения с миром, но каждый из них они используют на всю катушку. Мы своим проектом хотим им помочь. Привлечь к ним внимание. Положить начало новой жизни для них. Дать им возможность учиться, работать, отдыхать".
Дорога, дерево, качели, сфера, танец — символы, объединяющие участников проекта. Символы мира, который обычные, зрячеслышащие люди, могут сделать доступным для слепоглухих. Даже музыка может стать им доступной. Профессор Александр Суворов сидит на стуле в репетиционном зале и играет на губной гармошке. Он немолод, ему трудно ходить без поддержки, но он играет музыку, которую любит. "Что вы играете?" — спрашивают его волонтеры. "Это "Салют Москве"",— говорит профессор. Волонтеры не знают такой музыки. Потому что это его собственный салют Москве.
Если ты слепоглухой, у тебя нет близких людей и ты не получил специального образования, чтобы общаться, ты не выживешь. У тебя нет ни единого шанса. Профессор Суворов, лишенный зрения и слуха с детства, такой шанс получил. В 1970-е годы он стал участником знаменитого Загорского эксперимента. Тогда основатель школы-интерната для слепоглухих в Загорске профессор Александр Мещеряков вместе с НИИ дефектологии АПН СССР и психологическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова провел уникальный эксперимент, который дал возможность четырем слепоглухим студентам получить высшее образование. Профессор Мещеряков надеялся, что, получив образование и возможность коммуницировать с окружающими, студенты создадут организацию слепоглухих и будут помогать людям с такими проблемами. Четверо воспитанников Загорского детского дома для слепоглухих были переведены на психологический факультет МГУ. Сначала сотрудники лаборатории Мещерякова сидели на лекциях возле каждого слепоглухого студента, передавая слова преподавателя дактилем. Потом стали использовать магнитофон, запись с которого расшифровывалась рельефно-точечным шрифтом Брайля. Применяли для обучения и телетактор, который передавал печатный текст рельефно-точечной азбукой. В итоге преподаватели смогли общаться со студентами самостоятельно, проводить семинары и обсуждения. После шести лет обучения четверо дипломированных слепоглухих психологов покинули стены МГУ.
Сейчас профессор Суворов, доктор психологических наук, автор известной книги "Школа взаимной человечности", преподает в МГППУ и является ведущим научным сотрудником лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ.
Если бы Загорский эксперимент не закрыли, тысячи слепоглухих людей по всей стране смогли бы получить образование и работу. Сегодня, в условиях тотальной оптимизации в сфере образования, сложно представить себе, что такой эксперимент можно реанимировать в виде образовательного проекта. Поэтому 16-летняя Алена Капустьян, обладая высоким интеллектом, учится в коррекционной школе и не может поступить в вуз, а ее мама со страхом думает о скором выпуске Алены из школы-интерната и перемещении в четыре стены орехово-зуевской квартиры.
Профессор Суворов шутит с волонтерами и молодыми актерами. Его высокий голос разносится по всему залу — он задает легкий, непринужденный тон. Да, он болен, и ему трудно передвигаться, но ему никогда не изменяет веселое расположение духа. Виктория Авдеева пожимает ему руку — он узнает ее мгновенно по этому рукопожатию: "Это Вика! Вика — это эмоция". И снова заводит мелодию на губной гармошке. Музыки он не слышит, но она звучит в его голове.
Профессора Суворова в проекте "Прикасаемые" играет актер Егор Бероев. И профессор, и актер выйдут на сцену вместе, а во время спектакля даже будут импровизировать. Бероев знаком с особенными людьми, он учредитель фонда "Я есть", помогающего детям с синдромом Дауна, ДЦП и другими ограниченными возможностями здоровья. На открытии Паралимпийских игр в Сочи он нес тот самый российский флаг, которым Алена Капустьян закрывала Игры. Но встретились они только здесь, на проекте. "Эти люди — удивительные,— говорит Бероев.— Они открытые, они свободные, рядом с ними становишься таким же".
Паркет репетиционного зала перерезают ровные линии толстых веревок. Хрупкая Алена легко скользит по веревочному маршруту. Эффектная Ирина Поволоцкая, в кроссовках, с короткими серебристо-фиолетовыми волосами, танцуя, движется ей навстречу. Веревками обозначены маршруты слепоглухих и зрячеслышащих людей, которые будут ходить по сцене, не пересекаясь друг с другом, как это часто бывает и в обычной жизни. Но в какой-то момент веревки на сцене прикрепят иначе, маршруты изменятся, линии пересекутся. Как пересеклись когда-то Ирина и Дамир, счастливая пара. Дамир — глаза и уши Ирины, всегда рядом. Это ее связь с миром, ее шанс жить полной жизнью. Ирина потеряла слух позже остальных участников проекта. Она умеет говорить, она социализирована, уверена в себе. У нее есть свой сайт, она переписывается с друзьями в Facebook. Участники проекта называют ее "женщиной-космосом". В ней, кроме ярких красок и пластики, есть какая-то мощная энергия, позволяющая ей жить в полную силу. Но Ирина такая одна. Трагедия большинства слепоглухих людей заключается в том, что они не умеют говорить, общаться, попадают в дома инвалидов и ПНИ, замыкаются в себе, рано впадают в депрессию и погибают.
Видеть и слышать мир мы не можем. Но мы можем воспринимать пространство. Мы можем чувствовать. Театр дает нашим ребятам использовать все свои возможности
— Это проект про нас, про слепоглухих,— голос Ирины звучит высоко, с красивым незнакомым акцентом, похожим на иностранный.— Видеть и слышать мир мы не можем. Но мы можем воспринимать пространство. Мы можем чувствовать. Театр дает нашим ребятам использовать все свои возможности. Театр помогает им расслабиться и поверить миру. Я вижу, как ребята раскрываются.
Много лет Ирина общается со слепоглухими в творческом объединении "Круг". "Круг" для них — это выход в свет. Они могут общаться, пить чай, танцевать. Но Ирина говорит, что мир гораздо шире общества слепоглухих. И его можно открыть для слепоглухих. Поэтому она приняла приглашение проекта и привела в него своих друзей.
— Мы находимся в гетто, хоть я и не люблю это слово,— объясняет она.— И очень мало кому удается из этого гетто вырваться. Театр нам помогает. Я надеюсь, что отсюда никто уже не вернется в четыре стены.
Ирина и Алена продолжают свое движение по веревочным маршрутам. Профессор Суворов играет на губной гармошке, иногда он останавливается и начинает о чем-то рассказывать высоким грудным голосом. Рядом с ним тут же присаживается кто-то из актеров или волонтеров, слушает, поддерживает разговор дактильной речью. Дактилем здесь научились пользоваться все. Участники проекта постоянно обнимаются. Улыбаются. Приносят друг другу чай и бутерброды. В этом маленьком зале мир такой, каким он должен быть. Здесь нет стереотипов, которые активно создают и общество, и государство. Каждый участник проекта — свободный.
— Вы понимаете, почему они должны жить рядом с нами? — улыбается Виктория Авдеева.— Вы же видите, что каждый из них — это галактика? И как скучно мы живем, лишенные возможности видеть другие миры и галактики!
Эти слова могли бы быть финалом проекта "Прикасаемые". Но финала нет. Проект фестиваля "Территория" лишь начинает разговор о жизни особенных людей и каждого из нас в мире, где все маршруты когда-то пересекаются. Закончить этот разговор уже нельзя.
13 октября в Театре Наций покажут эскиз спектакля — интерактивную открытую лабораторию чувств, в которой участники проекта будут импровизировать, а зрители ощутят себя в роли Ирины, профессора Суворова и Алены.
Премьера спектакля пройдет только в марте. Но и тогда финала не будет. "Прикасаемые" только начинают жить.