Последний аншлаг
Прощание с Юрием Любимовым
В среду в Москве прощались с великим русским режиссером, основателем Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым. Его похоронили на Донском кладбище, где ранее были погребены родители Юрия Любимова и брат Давид.
Прощание проходило в стенах Театра имени Вахтангова не случайно: именно здесь в 1946 году Юрий Любимов стал сначала ведущим актером труппы, а спустя 13 лет дебютировал как режиссер, поставив пьесу Александра Галича "Много ли человеку надо". По словам вдовы маэстро Каталин Любимовой, он сам так хотел, будто срежиссировав собственные похороны и выбрав местом действия "альма-матер", а не основанный им Театр на Таганке — по понятным причинам.
Церемония началась в десять утра, однако самые большие почитатели режиссера — интеллигентные театралы, убеленные сединами, и богемная молодежь — пришли задолго до открытия парадного подъезда в театр. Люди выстраивались в шеренгу на улице вдоль металлических заграждений, постепенно окольцовывая здание. К 11 часам очередь на поклон насчитывала свыше 3 тыс. человек и протянулась вплоть до Нового Арбата.
Гроб возвышался на сцене, утопая в цветах, на фоне задника из последней постановки режиссера Любимова в Театре Вахтангова — "Бесы", выполненного в сдержанных цветах барбизонской школы. По бокам рядами стояли скамейки, на которые присаживались родственники и друзья усопшего. Справа от гроба висел портрет Юрия Петровича с траурной лентой, а слева — икона Николая Чудотворца, под которой горела пара свечей. На крайних авансценах высились венки от президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
Тягучей процессией люди проходили мимо гроба, кто-то беззвучно рыдал, кто-то даже не поднимал глаз, и затем большинство спускалось в зрительный зал, который к концу церемонии был заполнен.
Прощание проходило под музыку присутствовавшего тут же композитора Владимира Мартынова, с которым маэстро связывали долгие годы сотрудничества. На его музыку Любимов поставил один из последних своих спектаклей — оперу-буфф "Школа жен" в "Новой опере".
Первыми проститься с великим режиссером пришли министр культуры Владимир Мединский, который долго выжидал момента в темноте левой кулисы и все не решался подойти к гробу, глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, первый заместитель гендиректора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман, основатель и председатель наблюдательного совета группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович. В рядах театральной общественности были замечены руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, режиссер и создатель "Школы драматического искусства" Анатолий Васильев, руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт, актеры Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник, Сергей Юрский, актриса Юлия Борисова. К числу провожающих маэстро в долгий путь присоединились также президент Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, художник Борис Мессерер, писатель Виктор Ерофеев.
В финале церемонии (как пожелал Юрий Любимов, на ней не было произнесено прощальных речей) при полном аншлаге весь зал встал и устроил последнюю овацию под "Магнификат" Владимира Мартынова с солирующей пронзительной трубой. Голосом генерального директора "Первого канала" Константина Эрнста, также пришедшего проститься с Юрием Любимовым, была объявлена последняя воля маэстро: почтить его память абсолютной тишиной, вложив в нее всю благодарность и любовь.
Потом занавес открылся, и ансамбль Дмитрия Покровского во главе с Римасом Туминасом исполнил старинное духовное песнопение "Аллилуйя". Под это скорбное пение караул вынес гроб с телом Юрия Любимова из зала. На улице еще долго звучали отголоски странных стихов "Кровь невинную пролил, я вас ею причастил". Самые стойкие "причастившиеся" упорно провожали траурный кортеж и машину, которая везла гроб с телом маэстро, с надписью "С любимыми не расстаются, лишь рядом перестают быть" вплоть до Донского монастыря, где состоялось отпевание.
Ранее в среду мэр Москвы Сергей Собянин поддержал инициативу присвоить имя театрального режиссера Юрия Любимова одной из улиц города.