"У копродукции в кино есть невероятная перспектива"

В Санкт-Петербурге продолжается Международный медиафорум. Мероприятие, организованное Роскино, объединяет профессионалов кино- и телеиндустрии на одной площадке. Режиссер Федор Бондарчук ответил на вопросы кинообозревателя радио новостей Даниила Ротштейна в специальной студии "Коммерсантъ FM" на форуме.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

— Форум близится к завершению. К вам как к члену попечительского совета мероприятия у меня следующий вопрос: какие можно сделать предварительные выводы о результатах этого эксперимента? Ведь именно экспериментальность заключается в этой синергии разных форматов. Здесь у нас и кино, и телевидение, и интернет. Насколько это действительно соответствует потребностям сейчас?

— Для меня самое важное, что здесь есть международные эксперты. Несколько часов тому назад здесь был круглый стол по поводу вопросов квот, и были комментарии из разных стран: и Бразилии, и Америки, и Англии, и Франции. Они приехали, и для меня это важно в сегодняшней ситуации. Я отнесся к этому круглому столу с уважением и вниманием — это первое. Второе — это то, что на одной площадке есть люди и есть действительно, как вы правильно заметили, здесь представлены и телевизионные проекты, не только сериалы, но и программы, и специальные проекты, и кинофильмы, и новинки, и то, что уже было премьерно показано в России. Везде есть люди, везде подходят, общаются и так далее. Время стремительно бежит.

Кинематограф, если говорить о выходе картины, о жизни будущей картины, не заканчивается только кинотеатральным показом, который мы знаем, и у нас он стоит во главе угла как самое важное. Нет, нью-медиа, новые платформы — обязательно телевидение, обязательно интернет, обязательно видео по заказу и так далее. Роскино этим действительно занималось, примеров в моей студии масса. Это происходило, например, с картиной "Обитаемый остров", которая родилась второй раз на таком ресурсе как Hulu, это тоже заслуга Роскино. До этого такое же радостное событие произошло с картиной Леши Андрианова "Шпион", там же на Hulu. Мир стремительно меняется: способ доставки, транспорт меняется, платформа размещения меняется, и совместить телевизионный контент и интернет-платформы вместе с кинопроизводителями, продюсерскими компаниями и кинодистрибьюцией, — мне кажется, это тот редкий случай, когда мы идем в ногу со временем. Здесь на форуме такая жизнь бурлит, что доказывает состоятельность и неподдельный интерес, когда пришли посмотреть, например, на вашего покорного слугу.

— Не могу не задать вопрос, который надеялся вам задать еще с лета, когда появилась информация об "Одиссее", которую вы делаете вместе с Warner Brothers. Можете нам немного сейчас рассказать о проекте — как это будет происходить, насколько будет участвовать интернациональная команда?

— Я, к сожалению, пока немного могу рассказать. В данный момент пишется второй драфт сценария. Я, наверное, могу сказать, что с такими условиями начинал взаимоотношения со студией, что у меня есть возможность работать со своей командой, с русским оператором и со студией компьютерной графики, которая работала над "Сталинградом". Это действительно для меня очень важно, и мне кажется, что это интересно и может оказаться одним из первых совместных проектов нового времени.

— Если говорить про совместные международные проекты, про копродукцию, то буквально недавно была новость про проект "Мата Хари", где вы будете сниматься, насколько я понимаю. На ваш взгляд, такого рода международные проекты, где снимаются актеры из разных стран, где участвуют кинематографисты, специалисты из разных стран, — это все-таки будет оставаться какой-то нишевой вещью? Пока копродукция — это, скорее, ниша, мы всегда радуемся этому как чему-то особенному. Или это будет становиться все более распространенным и, может быть, стандартным в мировой индустрии?

— Если вы поедете на кинофестиваль и посмотрите фильмы, например, Испании, вы не увидите там одну Испанию. Это огромное количество стран, если и не огромное, то там может быть пять-семь европейских стран. Их объединяет язык. Все-таки у нас русский язык. Китай, да, здесь и сейчас мы присутствуем при том, что может родиться большая копродукция, она на самом деле ни у кого не рождалась. Те же самые американцы только недавно объявили о первой копродукции. Фильм будет называться "Марко Поло", но это тоже недавно. В этом направлении действительно невероятная перспектива. Что касается постановки на поток, то, мне кажется, что пока это только спецпроекты.

Но если говорить о телевидении, а здесь на форуме мы можем об этом говорить и будем об этом говорить, то тот темп роста и то, что происходит на телевидении, и то качество, на которое мы выходим, и те темы, которые обсуждаются, и та широкая возможность свободы выбора тем, сюжетов и так далее, здесь я не удивлюсь, если русские сериалы будут или адаптированы, то есть это будут или субтитры, или это будет переозвучка, но то, что они могут быть востребованы, — здесь это направление может быть. Уже можно говорить о такой серьезной или копродукции, или о продажах нашего контента в разные страны. В этом будущее есть. Что касается арт-хаусного кино, то мы по-прежнему в копродукции, как только имя режиссера, который привлекает к себе внимание дебютом на международном фестивале, предложения с разных студий есть. Это как-то проще, чем с мейнстримовским кино.

Вся лента