Крым оставят без авиакомпании
Базовый перевозчик в Симферополе признан не нужным
Минтранс выступил против создания в аэропорту Симферополя базового авиаперевозчика, на эту роль ранее прочили "Грозный Авиа" и Red Wings. Министерство объясняет свою позицию высокой сезонностью перевозок на полуостров и сложностью с организацией базы техобслуживания. В авиакомпании "Грозный Авиа" говорят, что готовы подстроиться к сезонности и уже открывают станцию техобслуживания, тогда как в Red Wings считают, что главное не статус, а госсубсидии для сохранения объемов перевозок в низкий сезон.
Минтранс считает нецелесообразным создавать базового авиаперевозчика в Крыму, сообщил вчера замминистра транспорта Валерий Окулов. Он объяснил это высокой сезонностью перевозок на полуостров. У авиакомпании "будет работа на три или на пять месяцев как максимум", цитирует замминистра ТАСС. При этом "выстроить схему перевозок из Крыма в другую точку страны не составляет труда". По данным Росавиации, за лето авиакомпании перевезли в Крым и обратно 1,185 млн, а с марта — 1,5 млн человек. По данным портала BSnews, вчера в Симферополь из российских городов 15 авиакомпаний выполнили 35 рейсов. Еще одна сложность для базового перевозчика, считает замминистра, связана с организацией базы техобслуживания и отсутствием персонала. Господин Окулов пока не видит интереса крупных перевозчиков к созданию филиалов в Крыму.
Разговоры о необходимости создания в Крыму базового перевозчика идут уже несколько месяцев, но в аэропорту Симферополя "Ъ" пояснили, что базового перевозчика до сих пор нет. "Грозный Авиа" имеет здесь только договор на базирование самолетов, говорят в аэропорту, но статус базовой компании "подразумевает более тесное сотрудничество с аэропортом". Речь идет о "преференциях перед другими авиакомпаниями: скидках на обслуживание, наличии линейной группы обслуживания". Для получения статуса базового перевозчику необходимо подать заявку или обратиться в аэропорт, затем это утверждается соответствующими органами. В аэропорту Симферополя считают, что наличие такой авиакомпании может расширить транзитные возможности, географию полетов, увеличить пассажиропоток.
Но "Грозный Авиа" уже позиционирует себя базовым перевозчиком Симферополя. "Компания обеспечила связь Крыма с регионами в летний период, организовала рейсы в Стамбул и готова начать полеты в Ереван,— сообщил источник "Ъ" в компании.— Завершается и работа по открытию линейной станции техобслуживания воздушных судов российского производства". Компания подстроится под сезонную работу, уверяет собеседник "Ъ", по окончании летних перевозок наступает сезон полетов по социальным программам в рамках санаторного отдыха.
Кроме того, в августе правительство изучало вариант создания базового перевозчика с отечественными самолетами на основе нового ГУПа или выкупа у частных владельцев 100% авиакомпании Red Wings. Это исключало бы риск введения санкций, как было в случае с остановившим полеты "Добролетом". Источник "Ъ", близкий к Red Wings, сообщил, что пока на этот проект "нет источников финансирования". Исполнительный директор, член совета директоров Red Wings Сергей Савостин говорит, что сейчас для компании "важнее не статус перевозчика, а возможность продолжения выполнения полетов в низкий сезон". Но нарастить объемы перевозок можно за счет госсубсидий на полеты из регионов, Москвы и Петербурга, сообщил господин Савостин. На это правительство до конца года выделит около 400 млн руб. (см. "Ъ" от 6 сентября).
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов соглашается, что формировать базового перевозчика в курортном аэропорту следует при круглогодичном пассажиропотоке — например, в экваториальной зоне. Но в Симферополе сезон длится пять месяцев, и содержать компанию, которая может активно работать менее полугода, неэффективно, замечает он, целесообразнее потратить ресурсы на реконструкцию аэропорта.