Перелом с возмещением
Закон о компенсациях прошел первое чтение вопреки возражениям министра экономического развития
Госдума одобрила вчера в первом чтении законопроект, предлагающий за счет бюджета компенсировать потери россиян от решений зарубежных судов, голосами исключительно единороссов. Против проекта в Госдуме высказался вчера во второй раз глава Минэкономики Алексей Улюкаев, заявив, что в таком виде закон фактически поощряет "вывоз капитала из страны в различных формах". Эксперты пока не берутся оценить возможный ущерб бюджету и экономике страны от принятия закона, поскольку для этого нет точных данных. Глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева называет вполне вероятной сумму "в сотни миллиардов".
Вчера голосовать против поправок к закону "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного решения в разумный срок" депутатов лично призвал министр экономического развития Алексей Улюкаев, посетивший Охотный Ряд с отчетом о работе своего ведомства. "Мы официально давали еще в апреле отрицательное заключение на законопроект, на новой стадии к нам он не поступал",— заявил министр, разъяснив депутатам свою позицию практически теми же аргументами, которые он приводил неделю назад на форуме "Россия зовет!". Нормы проекта, по его словам, противоречат международным обязательствам России и распространяют "неявную бюджетную страховку на иностранные активы". "Фактически мы поощряем вывоз капитала из страны в различных формах,— заявил он,— что, наверное, не является задачей экономической политики".
Полпред правительства в Госдуме Александр Синенко на вчерашнем заседании никак не пояснил парламентариям реальной позиции Белого дома. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх тоже молча просидел в зале, пока думцы спорили о проекте.
Автор законопроекта единоросс Владимир Поневежский (представитель Госдумы в Верховном суде), убеждал коллег, что его разработка рассчитана на защиту зарубежной собственности не каких-либо конкретных личностей, а новые нормы нацелены на защиту зарубежной частной собственности любого российского гражданина, в отношении которого суд иностранного государства принял неправосудное решение. Неправосудными, как подчеркнул господин Поневежский, "предлагается считать судебные решения по всем спорам", которые, согласно российским законам, "должны были рассматриваться в России, а не в иностранных судах". В свою очередь, глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин заявил о "превентивном характере" закона, который, в частности, защитит жителей Крыма, которые рискуют лишиться собственности: Украина уже принимает соответствующие законы в судебной сфере.
Если цель законопроекта — помочь жителям Крыма, то нужно предусмотреть компенсацию для них в законах о присоединении новых субъектов РФ, заявил коммунист Николай Коломейцев.
"Те, кто инвестировал в иностранную недвижимость, ошиблись при оценке политических рисков, поэтому защищать их законом не надо",— заявил зампред фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов. "Почему мы пытаемся за счет наших граждан компенсировать имущество, которое потеряно другими нашими гражданами за рубежом?" — недоумевал Сергей Иванов (ЛДПР). В итоге оппозиционные фракции, которые накануне предлагали исключить проект из повестки, поскольку на него поступило два взаимоисключающих заключения из правительства (23 июня — положительное, 24 сентября — отрицательное), документ не поддержали. Он был одобрен голосами исключительно силами "Единой России": 233 голоса за при 202 против.
Источники "Ъ" в Белом доме вчера не исключали, что Алексея Улюкаева, который дважды в течение одной недели публично высказал позицию, идущую вразрез с позицией премьера, ждут оргвыводы. Однако пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова вчера заверила "Ъ", что информация о возможном увольнении министра экономического развития "беспочвенна".
"Вокруг закона очень много энтузиазма. Но это тот самый случай, когда нужно концентрироваться на благе и выгодах большинства, а не перераспределении ресурсов в пользу узкой и наиболее обеспеченной группы лиц, тем более когда активы не конфискованы, а заморожены. Поддерживать бизнесы сейчас гораздо важнее",— считает глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. По ее словам, объемы потерь, которые в случае принятия закона необходимо будет компенсировать государству, могут нас всех удивить. Оценить точный размер вероятных потерь бюджета госпожа Цепляева не берется — нет точных данных. Впрочем, если исходить из того, что всему миру известно о самой дорогой недвижимости, которую покупают русские из списка Forbes за границей и объемов чистого оттока капитала из экономики, то сумма в сотни миллиардов вполне вероятна, говорит эксперт.
Напомним, ранее источники "Ъ" в Кремле давали понять, что законопроект в действующем виде "неработоспособен", а потому имеет смысл его принятие отложить, отправив документ на дополнительную проработку. Управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай считает, что компенсации из российского бюджета, если закон будет все-таки принят, должны выплачиваться только в двух случаях. Например, если частная российская компания ведет бизнес в иностранном государстве по воле РФ, например, в рамках межправсоглашений, стратегических партнерств или поддержки какой-то отрасли на государственном уровне либо когда это обусловлено политической ситуацией между Россией и другими странами. Но каким бы ни был объем, "компенсация любых зарубежных потерь любым российским компаниям, безусловно, повлечет недовольство населения, за счет которого эти выплаты будут происходить", уверен господин Тай. Однако существенных потерь для бюджета эксперт не прогнозирует, поскольку "многие лица из "санкционного" списка просто не будут раскрывать свои активы за границей, признавать наличие каких-либо убытков, да и вообще просить у бюджета помощи".