Кто заплатит за компенсации?
Евгений Бушмин, зампред Совета федерации:
— Если бы можно было наказать тех, кто принимает неправильные решения, я бы так и сделал. А всю компенсацию, которую придется выплатить в ответ на неправосудные решения западных судов, взял с тех компаний этих стран, которые у нас работают. Но так нельзя. Поэтому платить мы будем совместно, все российские граждане. Платить за то, что на нас накладывают дурацкие санкции, за то, что европейские суды принимают дурацкие решения. Мы находимся в таких условиях, ведь рядом с нами такая довольно дурацкая коалиция стран.
Михаил Барщевский, полпред правительства в высших судебных инстанциях:
— Речь не о компенсации. Если дело, подсудное российскому суду, рассматривается иностранным и гражданин не согласен с его решением, он обращается в наш суд. И если наш суд признал неправосудность того решения, то выплачивается компенсация. Но изюминка в установлении права регресса РФ в отношении взыскателя, выигравшего дело на Западе. За последние годы многие дела, которые должны или могли слушаться у нас, рассматривались за рубежом. И выносились решения, мягко говоря, небесспорные, а сделать мы ничего не могли. Но теперь есть право регресса, хотите побегать за нашими самолетами, кораблями — класс! А мы побегаем за вашими. Как я понимаю, такова логика авторов законопроекта, а согласен я с ними или нет — это моя тайна.
Сергей Беляков, экс-замминистра экономического развития:
— Система принятия и исполнения судебных решений, позволяющая прибегать к международным судам, эффективна и гарантирует защиту прав инвесторов и собственников. И часто именно решение международных судов является такой гарантией. Слом системы означает переход от международных приоритетов к национальным. Это создаст риск оттока капитала. Бизнес не будет чувствовать защищенности. И это издержки для бюджета.
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:
— Я считаю абсолютно неправильным введение подобных законов, мы еще больше изолируемся от мировой правовой системы, просто отгораживаемся стеной. А платить за это будут еще и налогоплательщики, я не согласен ни с тем, ни с другим.
Максим Виторган, актер:
— Выглядит закон ужасно и аморально. Он позволит в ответ на санкции к россиянам отбирать собственность иностранцев в России. "Зуб за зуб". Мы уже находимся в воронке, и остановиться невозможно. Столько было криков, что теперь креативному классу придется обойтись без устриц и пармезана. А получили в итоге рост цен и курса доллара с евро. Недаром каждый день появляются запретительные законы. Говорю с сожалением, ведь являюсь патриотом своей страны.