Разработчиков софта тянут на родину
В Госдуме обсудили критерии госзакупок программного обеспечения
Эксперты Госдумы предлагают запретить госзакупки иностранного программного обеспечения (ПО), если у него есть два и более российских аналога. К отечественным производителям софта могут быть причислены компании, где более 50% принадлежит гражданам России и чье производство находится на территории страны. Предлагаемые меры приведут к сокращению конкуренции на внутреннем рынке госзакупок софта, который оценивается в $2,5 млрд.
Рабочая группа при комиссии Госдумы по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем выработала рекомендации по поддержке отечественных производителей софта, сообщил "Ъ" представитель главы комиссии, зампреда ЦК КПРФ Дмитрия Новикова. В частности, "российским информационно-коммуникационным продуктом" будет считаться софт или программно-аппаратный комплекс, не содержащий компонентов, требующих лицензионных отчислений иностранным компаниям или их российским "дочкам". Кроме того, исключительные права на данный продукт должны принадлежать компании, более 50% которой принадлежит российским юридическим или физическим лицам. Эксперты также предложили открыть реестр отечественного софта и запретить госзакупки иностранного ПО, если есть два и более российских аналога. Эти нормы предлагается закрепить в федеральных законах о контрактной системе и госзакупках.
Но не все эксперты группы единодушны. Представитель Академии наук предложил учитывать качество товара при закупках российских аналогов импортного софта. Представитель ФСБ посоветовал классифицировать российского поставщика по признаку размещения производства внутри страны. Эти предложения будут учтены, хотя факт размещения производства в России будет "сложно аудировать", отметил ответственный секретарь комиссии Андрей Черногоров. "Сейчас госконтракты распределяются в основном в пользу зарубежных производителей. Нужны стимулы, чтобы эти деньги получали компании, которые реально являются российскими",— сказал господин Черногоров. Текст предложений станет основой для поправок к законодательству, которые будут внесены в Госдуму в ближайший месяц, добавил он. В Минкомсвязи затруднились прокомментировать инициативу рабочей группы, но в "Ростелекоме" заявили, что поддерживают ее. Федеральный чиновник отмечает, что у этой комиссии нет полномочий разрабатывать законодательные инициативы по импортозамещению софта.
По данным некоммерческого партнерства (НП) "Руссофт", российский рынок софта составляет $5 млрд, из которых около $3 млрд приходится на продажи иностранных компаний. В выручке большинства зарубежных софтверных компаний российский рынок составляет 1% в общей структуре выручки. Государство тратит на закупку софта $2,5 млрд.
По словам замруководителя Федерального казначейства Владимира Смирнова, в ведомстве используется заказной софт, в основе которого находятся базы данных американской Oracle, аналогов которой он не знает. "Вопрос использования российского софта, если есть аналоги иностранных, это по сути своей правильно. Главное, чтобы это не превратилось в тотальную охоту на ведьм. Есть иностранный софт, который нельзя заменить",— отметил он. По мнению президента IT-холдинга IBS Group Анатолия Карачинского, идея ограничить закупки иностранного софта при наличии двух и более российских аналогов снизит гибкость у госзаказчиков в ходе закупок. "Появление госденег не гарантирует появление качественного софта. Российский Microsoft или Google могут появиться только в конкурентной борьбе, а не от введения в силу закона",— рассуждает господин Карачинский. Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров добавляет, что предложенный экспертами Госдумы запрет на офшоры ударит именно по российским производителям софта. "Иностранные производители и не заметят, если российский рынок будет приносить им не 1%, а 0,5% выручки",— говорит господин Макаров. В Совете федерации также обсуждали импортозамещение софта, но решили не спешить с выводами из-за осложнений, которые могут появиться из-за членства России в ВТО.