Сельские дороги подтянули к реальности

Вячеслав Шпорт попросил пересмотреть порядок их субсидирования

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт на заседании президиума Госсовета в Новосибирске предложил Владимиру Путину изменить критерии удаленности сельских населенных пунктов от центральных трасс, необходимые для участия в федеральном субсидировании строительства дорог. Президент поддержал предложение. Между тем, в других дальневосточных регионах считают, что такая проблема для них неактуальна.

Строить дороги к отдаленным селам пока приходится без федеральных субсидий

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт в среду на заседании президиума Государственного совета РФ в Новосибирске предложил изменить критерии для районов Дальнего Востока при выделении федеральных средств на строительство сельских дорог. «Например, должно быть не более 5 км от большой дороги до сельского населенного пункта, тогда он получает поддержку. У нас такие большие расстояния, что сразу все не попадают (под действие программы.— „Ъ“)»,— отметил губернатор. По его словам, эта проблема также актуальна и для «всех крупных регионов Дальнего Востока». Владимир Путин поддержал предложение Вячеслава Шпорта и дал соответствующие поручения.

Как сообщил „Ъ“ источник в правительстве Хабаровского края, сейчас компенсация из федерального бюджета составляет 11 млн руб. за км при условии, что населенный пункт расположен не дальше 5 км от трассы. «У нас есть населенные пункты и в 70 км от трасс. Поэтому и было предложено отменить эти условия или сделать их более лояльными»,— пояснил собеседник „Ъ“. Самая дорогая дорога, которая строится в Хабаровском крае, — это трасса Лидога—Ванино, стоимость километра на ней доходит до 160 млн руб. В среднем же, по данным участников рынка, километр обычной лесовозной грунтовой дороги обходится в сумму порядка 40 млн руб.

Общая протяженность автомобильных дорог в Хабаровском крае составляет 9271,1 км. Сеть автомобильных дорог общего пользования в крае не обеспечивает круглогодичного транспортного сообщения между южными и центральными районами края с его северной частью. Аяно-Майский, Охотский и Тугуро-Чумиканский районы не имеют постоянной связи с сетью дорог общего пользования. «Отсутствие единой региональной автодорожной сети и недостаточно удовлетворительное состояние существующих дорог является препятствием для сбалансированного социально-экономического развития Хабаровского края»,— отмечают в пресс-службе губернатора и правительства региона.

В других регионах Дальнего Востока говорят, что их транспортные системы нуждаются в других видах поддержки. «Для Магаданской области актуально не столько строительство новых дорог, сколько улучшение действующих, ремонт дорожного покрытия и мостов»,— пояснил „Ъ“ и.о. министра дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области Александр Богорянов. По его словам, изолированный Северо-Эвенкский район имеет связь с внешним миром либо через авиацию, либо по зимнику, и новые трассы там нужны, чтобы развивать инфраструктуру для транспортировки полезных ископаемых. При этом протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в регионе составляет 2816 км, из них 834 км — часть федеральной трассы «Колыма» Якутск—Магадан», 31 км — региональная автомобильная дорога, 995 км — межмуниципальные автомобильные дороги и 956 км — автомобильные дороги местного значения.

В пресс-службе правительства Камчатского края также назвали проблему дорог к сельским поселениям «неактуальной» для региона. На Камчатке около 3 тыс. км дорог, из них 1,8 тыс. км относятся к региональным и муниципальным. «На юге региона есть дороги ко всем поселениям, они находятся на балансе края,— рассказали в пресс-службе.— На севере замкнутая транспортная система и нет единой центральной дороги, которую можно было бы выводить к поселениям». По словам собеседника „Ъ“, на строительство такой дороги с севера на юг в условиях вечной мерзлоты нужны «миллиарды».

Антон Иванов

Вся лента