Привлечение в составе группы
НПФ Сбербанка прирастает недорогими клиентами
В то время как большинство негосударственных пенсионных фондов снижают активность привлечения новых клиентов, НПФ Сбербанка бьет рекорды по этому показателю. По итогам первых восьми месяцев года половина всех договоров, заключенных с потенциальными клиентами НПФ, пришлась на НПФ Сбербанка (1,11 млн). Фонду, входящему в группу Сбербанка, привлечение клиентов обходится в четыре-шесть раз дешевле, чем в среднем по рынку, так что этот НПФ может рискнуть текущими затратами ради будущих активов, указывают эксперты.
"Ъ" удалось ознакомиться с результатами привлечения клиентов в НПФ на 1 сентября. Несмотря на то, что реформирование пенсионной системы создает вокруг ее накопительного компонента не самый благоприятный информационный фон, как оказалось, граждане не теряют интереса к негосударственному управлению своими средствами. Всего за восемь месяцев 2014 года в Пенсионный фонд России поступили 2,23 млн договоров на перевод накоплений. Тремя месяцами ранее (на 1 июня) в ПФР были переданы лишь 729,1 тыс. договоров, таким образом, только за лето фондам удалось утроить результаты.
При этом, как выяснил "Ъ", половину договоров (1,11 млн) летом заключил всего один игрок — НПФ Сбербанка (шестой по объему собственного имущества). Причем темпы привлечения этого года, еще более неопределенного в отношении судьбы пенсионных накоплений и сложного для рынка с точки зрения работы с клиентской базой, оказались выше, чем прошлогодние: тогда на 1 января 2014 года НПФ Сбербанка подал в ПФР 907 тыс. договоров. В НПФ Сбербанка подтвердили информацию о своих результатах.
В НПФ Сбербанка уже формируют накопительную часть пенсии 1 млн граждан. По итогам переходной кампании 2013 года ПФР одобрил еще 952 тыс. договоров и заявлений о переходе в фонд, накопления этих граждан будут переведены в НПФ не ранее 2015 года в случае успешного вхождения НПФ в систему гарантирования пенсионных накоплений.
Несмотря на последние решения правительства о неформировании пенсионных накоплений в 2014-2015 годах, фондам есть смысл бороться за новых клиентов: у многих из них на пенсионных счетах уже сформованы суммы, которые могут серьезно увеличить активы НПФ. Так, в среднем сумма накоплений на пенсионном счету гражданина в РФ составляет 45 тыс. руб. Получив средства переходной кампании 2013 года, фонд увеличит свои активы почти на 45 млрд руб. Данные о потенциальных новых клиентах есть только за восемь месяцев 2014 года, а в прошлом году НПФ Сбербанка только за декабрь заключил 900 тыс. договоров. Впрочем, в этом году такого всплеска не будет, уверяют в НПФ Сбербанка, что делает результаты переходной кампании прогнозируемыми уже сейчас. "Если раньше большая часть договоров заключалась в ноябре--декабре, то в этом году мы стремимся стабильно заключать порядка 300 тыс. договоров в месяц",— пояснила гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. К концу года фонд планирует привлечь около 2 млн клиентов. Если все их договоры окажутся действительными, то фонд может рассчитывать еще более чем на 50 млрд руб. накоплений.
Остальные НПФ за январь--август не смогли достичь среднемесячного результата НПФ Сбербанка. Так, в тройке лидеров есть "Промагрофонд" и НПФ "КИТ Финанс", заключившие 163,3 тыс. и 148,8 тыс. договоров соответственно. Многие НПФ и вовсе не смогли заключить больше тысячи договоров (таких — 27 из 61).
Дело в том, что для большинства НПФ один привлеченный клиент обходится дороже, чем для компании, входящей в группу Сбербанка, и фонды просто не готовы наращивать текущие расходы ради будущих доходов. "У Сбербанка одна из самых больших продающих сетей в стране, сам канал продаж для фонда не дорогой. Если для большинства фондов перевод одного клиента обойдется в 2-3 тыс. руб., то для НПФ Сбербанка, полагаю, это не более 300-500 руб.",— указывает руководитель НПФ из топ-10. В НПФ Сбербанка сообщили, что 80% договоров действительно заключаются через банк, впрочем, сумму комиссии комментировать не стали. "Продающая сеть Сбербанка — это огромный механизм, который не так просто раскрутить, зато потом сложно затормозить. После нескольких лет не очень заметной работы на рынке обязательного пенсионного страхования фонду с банком удалось масштабировать свои продажи. Кроме того, другие фонды сейчас достаточно пассивны, следовательно, риск того, что клиент подпишет более позднее заявление в другой НПФ, снижается",— добавляет гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов.