Законопроект осложнившейся ситуации
Ульяновская область сформировала бюджет 2015 года
Правительство Ульяновской области утвердило законопроект областного бюджета на 2015 год. Доходы составят 33 млрд рублей при расходах в 37 млрд рублей. В структуре доходов основным становится НДФЛ, налог на прибыль предприятий продолжает снижаться. В региональном минфине отмечают, что формирование облбюджета происходит в условиях «непростой экономической ситуации» и прогноз показывает снижение темпов экономического роста. По мнению аналитиков, принимаемый документ можно отнести к бюджету развития, однако по своей структуре в сложной экономической ситуации он является «несколько рискованным».
В среду проект бюджета Ульяновской области на 2015 год, единогласно утвержденный региональным кабмином, был передан на обсуждение депутатов заксобрания региона.
Согласно официальной справке, озвученной на заседании облправительства, всего доходы бюджета составят в 2015 году 33,343 млрд рублей (в 2014 было 28,916 млрд рублей), при этом собственные доходы региона составят 26,453 млрд рублей (в 2014 году — 23 782 млрд рублей), финансовая помощь из федерального бюджета на 2015 год прогнозируется в общем объеме 6,890 млрд рублей. Расходы составят 37,105 млрд рублей (в 2014 году было 32,484 млрд рублей) при дефиците бюджета 3,761 млрд рублей (в бюджете 2014 года — 3,567 млрд рублей) — 14,2 % от собственных доходов региона.
Стоит заметить, что прогнозируемый рост собственных доходов региона, исходя из данных цифр, получается на уровне 11,2 %, в то время как уровень инфляции в РФ, по прогнозам Всемирного банка, в 2015 году может достичь 10 %. Такой же уровень к середине 2015 года в годовом исчислении прогнозируют эксперты Альфа-Банка.
В региональном минфине отмечают, что расчет доходной части бюджета производился исходя их умеренно-оптимистичного варианта социально-экономического развития, в то же время подчеркивают, что само формирование проекта облбюджета «происходило в условиях непростой экономической ситуации», осложненной санкциями.
Как пояснила „Ъ“ заместитель регионального министра финансов Евгения Осина, «уже второй год на первое место по доходам выходит налог на физических лиц, в то время как налог на прибыль предприятий, к сожалению, падает». Так, в 2014 году ожидаемое поступление налога на прибыль — 97 % к 2013 году, в 2015 году он также планируется на уровне в 98 % к уровню 2014 года (6,444 млрд рублей). Доля налога на прибыль в общих доходах бюджета сократится на 4,3 % и составит 24,4 %, в то время как на 5 % повысится доля акцизов до 18,5 % (4,881 млрд рублей) и на 1,1 % (до 9 %, 2,493 млрд рублей) — доля налога на имущество организаций. Рост доходов по акцизам прогнозируется на уровне в 151,6 % от первоначального плана на 2014 год. «При этом основным бюджетообразующим источником является НДФЛ, удельный вес которого в общем объеме поступлений составляет 35,7 процента», — отмечают в минфине.
В ведомстве надеются, что повышение доходов возможно по налогу на имущество и НДФЛ через проводимую минфином совместно с налоговым ведомством работу по так называемой «налоговой помощи» — «через повышение образования налогоплательщиков и выявление нарушений в налоговой дисциплине».
Как отмечалось на заседании облправительства, принципиальным отличием этого облбюджета «является то, что он сформирован в программном формате, в увязке с целями государственной политики» — 96,6 % всех расходов будет финансироваться через программы, предусматривающие достижение целевых индикаторов, на финансирование 20 госпрограмм региона запланировано 35,9 млрд рублей. Практически треть расходов (10,814 млрд рублей) предназначена для оплаты труда работников бюджетной сферы. На господдержку значимых отраслей экономики направляется 5,086 млрд рублей.
Госдолг региона на сегодня составляет 15,141 млрд рублей, на 1 января 2016 года он прогнозируется в размере 18,295 млрд рублей, однако в минфине отмечают, что в относительных величинах он снижается, и «если он на 1 января 2015 года будет на уровне в 70,4 % по отношению к собственным доходам бюджета, то через год фактически снизится до 69,2 %. Но, отмечает министр финансов Екатерина Буцкая, «это предельный прогноз», и в при благоприятной ситуации госдолг «может быть значительно ниже». «Кроме того, в связи с переводом коммерческих кредитов на бюджетные, можно будет значительные суммы сэкономить на обслуживании кредитов», — пояснила министр.
Председатель бюджетного комитета регионального заксобрания Алсу Балакишиева полагает, что споры в заксобрании, особенно вокруг расходной части бюджета, еще ожидаются немалые, однако «в целом предложенный бюджет прогнозных рисков не имеет. «В отличие от некоторых соседей по ПФО, мы по госдолгу не в рискованной зоне и Минфин РФ к нам претензий не имеет. Более того, по исполнению бюджета 2014 года регион признан Минфином одним из лучших», — отметила госпожа Балакишиева (имеется в виду отнесение региона в 2014 году к группе с надлежащим качеством управления финансами в рейтинге субъектов РФ, составляемом Минфином. — „Ъ“).
Аналитик инвестхолдинга «ФИНАМ» Антон Сороко отмечает, что бюджет Ульяновской области по его структуре «можно назвать бюджетом развития», а показатель падения доходов от налога на прибыль, очень чувствительный к изменениям макроэкономической ситуации, «даже лучше, чем у многих регионов России», в целом же Ульяновская область по показателям бюджета «среди регионов России находится на уровне несколько ниже среднего». В то же время он отмечает, что бюджет, где дефицит почти 15 %, а федеральный трансферт составляет 20 % доходов, на фоне госдолга носит несколько рискованный характер. «Получается, что любые проблемы федерального бюджета могут резко увеличить дефицит бюджета», — заметил эксперт.