Газомоторы дождались бюджетной помощи
Правительство выделило на них 3,77 млрд руб.
Правительство вводит еще одну меру поддержки для падающего российского авторынка — регионы получат субсидии на 3,77 млрд руб. на закупку газомоторной техники для ЖКХ и автобусов. Это должно поддержать крупнейших российских производителей коммерческого транспорта — группу ГАЗ и КамАЗ. Впрочем, по мнению аналитиков, в России производится очень мало машин на газовом топливе, и субсидии вряд ли заметно замедлят падение продаж коммерческой техники.
Вчера Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении субсидий на приобретение газомоторной техники, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Государство до конца года выдаст субсидии регионам на закупку работающих на газе автобусов и техники для ЖКХ на 3,77 млрд руб. Количество субсидируемых машин — порядка 2,5 тыс. штук, источники поясняют, что оно будет зависеть от того, что именно будут закупать регионы. Субсидии распространяются только на технику, произведенную в 2014 году в России, Белоруссии и Казахстане, государство оплатит регионам около 30% от стоимости техники.
В Минпромторге подписание документа подтвердили и пояснили, что предварительный объем заявок 28 регионов оценивается в 7 млрд руб. на 3,7 тыс. единиц техники (2,7 тыс. автобусов и 1 тыс. единиц техники для ЖКХ). Источники "Ъ" объясняют, что регионы должны также подтвердить планы по развитию газомоторной инфраструктуры и наличие средств в своих бюджетах. В Минпромторге ожидают дополнительного спроса на газомоторные автобусы и рассчитывают на "импульс для развития газозаправочной инфраструктуры".
Автопроизводители довольны программой, но убеждены, что необходимы долгосрочные меры поддержки. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева полагает, что программа даст позитивный эффект для стимулирования производства газовой техники, но рынок коммерческого транспорта нуждается в системном обновлении. В группе пояснили, что ежегодно Горьковский автозавод производит около 1,5 тыс. единиц газомоторной техники, а вчера концерн объявил о планах начать серийный выпуск газомоторных "ГАЗель Next" и "ГАЗон Next" во второй половине 2015 года. В КамАЗе сообщили "Ъ", что "поддерживают выделение субсидий" и наращивают выпуск газомоторного транспорта: по итогам года, он должен вырасти вдвое, до 1,2 тыс. машин (включая автобусы "НефАЗ").
Выделение 3,77 млрд руб. в этом году давно планировалось как одна из мер поддержки падающего российского авторынка. Весной 2013 года Владимир Путин заявил, что интерес покупателей к газомоторным автомобилям нужно повышать через "систему различных льгот и преференций". Но число таких машин в РФ остается низким: к середине года, по данным Национальной газомоторной ассоциации, их было всего 90 тыс. штук.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что субсидии, "конечно, немного стимулируют спрос на газомоторную технику, но заметного увеличения объема продаж из-за них точно не произойдет, выпуск такого транспорта очень невелик". По его оценке, субсидии вряд ли как-то скорректируют падение продаж коммерческой техники, которое за год может составить 15-18%.