Казань ставят на платную парковку
За остановку в центре города придется заплатить в муниципальную казну
Власти Казани с 2015 года полностью отменяют бесплатные стоянки автомобилей в центре города. Они намерены организовать сеть муниципальных парковок стоимостью 50 руб. в час, в том числе ночью и в выходные дни. По мнению чиновников, это позволит сократить на четверть трафик в центре и повысить безопасность дорожного движения. Автовладельцы считают, что тарифы для Казани завышены, и говорят, что «люди будут искать обход оплаты». Они указывают, что в Казани в отличие от других городов, где появились парковки, власти приняли нововведения без широкого общественного обсуждения.
Платные муниципальные парковки в центре Казани появятся с 2015 года, сообщил вчера на пресс-конференции первый заместитель главы исполкома города Руслан Нигматуллин. Пилотный проект мэрии предусматривает организацию 1250 парковочных мест на 27 участках: на площади Свободы, Профсоюзной, Пушкина, Жуковского, Толстого и других улицах. В остальных местах центра Казани будут установлены знаки «Парковка запрещена». «У нас не будет в центральной части города бесплатных мест», – заявил председатель казанского комитета по транспорту Айдар Абдулхаков. Чиновники рассчитывают, что нововведения приведут к снижению трафика в центре на 25%. Сейчас, по словам господина Нигматуллина, здесь «хаотично» паркуются более 1,5 тыс. машин ежедневно. Всего в городе около 270 тыс. автомобилей.
Стоимость парковки на муниципальных стоянках составит 50 руб. в час, первые 15 минут будут бесплатными. Такой тариф, по словам господина Абдулхакова, должен «стимулировать людей осуществлять короткие стоянки», а на длительный период пользоваться многоуровневыми паркингами, где тарифы начинаются от 30 руб. за час. Никаких льгот за пользование муниципальными парковками в выходные и ночное время не предусмотрено. Бесплатно смогут размещаться только автомобили инвалидов, электромобиль и транспорт экстренных служб.
Оплатить стоянку на муниципальной парковке можно будет через паркомат (банковской или транспортной картой), с февраля 2015 года – через SMS-сообщение, а с марта – посредством мобильного приложения. За неоплату будет предусмотрена административная ответственность. Как сообщил „Ъ“ зампред комитета Госсовета Татарстана по законности и правопорядку Рафил Нугуманов, в настоящий момент в парламент республики поправки в региональный КоАП «не поступили». Он полагает, что неплательщиков «не будут сразу наказывать тысячами», чтобы «народ потихонечку приучать».
О том, что «ни о какой бесплатной парковке в центре речи быть не может» неоднократно заявлял мэр Казани Ильсур Метшин. При этом за последние годы были установлены запреты на парковку более чем на 25 центральных улицах, что возмущало не только автомобилистов, но и бизнесменов. В частности, член Координационного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Татарстане Мария Горшунова (владелица сети кафе «Сытый папа») указывала, что из-за ограничений «центр стал мемориальной зоной, в которой больше не появляются без особой нужды граждане», из-за чего кафе и рестораны стали терпеть убытки.
Вчера госпожа Горшунова заявила „Ъ“, что введение мэрией платных парковок (а в ряде случаев они будут размещены там, где сейчас установлен запрет) она поддерживает: «Если человек приедет в ресторан, он сможет заплатить 50 рублей. Эти места не будут занимать офисные работники». Она полагает, что таким образом мэрия «убивает двух зайцев – пополняет казну и помогает бизнесу». Впрочем, предпринимательница поставила под сомнение тариф на таких парковках, считая, что стоимость в 50 руб. завышена.
Татарстанский представитель Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин полагает, что стоимость парковки должна быть не более 30 руб. в час, при том что в Москве до недавнего время она составляла 40 руб. Кроме того, в Екатеринбурге, где также доходы жителей выше, чем в Казани, парковка стоит 30 руб. в час, а в ночное время и вовсе бесплатна. Господин Хайруллин сомневается, что меры властей приведут к снижению потока автомобилей в центре, полагая, что «люди будут искать обход оплаты». Он считает, что общественным транспортом «в том виде, в котором он находится сейчас» жители больше, чем сейчас, пользоваться не станут, и напоминает, что центр Казани является транзитным при поездках из одного района в другой. Общественника возмутило, что в отличие от Москвы в Казани не было никакого общественного обсуждения: «Нас просто поставили перед фактом: мы решили и плевали на ваше мнение».
В мэрии Казани заявляют, что проводили на официальном сайте города интернет-опрос, согласно которому 56% из 2,5 тыс. участников поддержали введение платных парковок. Проект властей, по словам господина Абдулхакова, «прежде всего не коммерческий, он направлен на повышение безопасности дорожного движения». Вместе с тем, по подсчетам „Ъ“, от платных парковок в казну будет поступать до 65 млн руб. ежегодно (в мэрии рассчитывают, что за день одним местом будут пользоваться в среднем три человека). На окупаемость чиновники планируют выйти через 3-4 года, потратив на обустройство парковок 36,5 млн руб. Реализовывать пилотный проект будут коммерческие компании, которые выберут по итогам аукционов, контролировать – муниципальное учреждение «Организатор городского парковочного пространства». В мэрии не исключает, что в дальнейшем муниципальные парковки появятся по всему городу – программное обеспечение системы парковок «может обеспечивать до 30 тыс. машиномест».