Резидентские амбиции
В Белгороде началась борьба за должность главы областной адвокатской палаты
В Белгороде разгорается скандал вокруг предстоящего назначения президента областной адвокатской палаты. В ноябре истекает срок полномочий нынешнего руководителя Василия Попова, возглавлявшего объединение в течение восьми лет. Избирающий президента совет палаты, в том числе и господин Попов, поддерживает кандидатуру вице-президента Елены Иониной. Однако «группа оппозиции» настаивает на необходимости проведения общего собрания адвокатов для переизбрания совета. Эксперты отмечают, что статус президента предусматривает «очень большие ресурсы».
Как стало известно „Ъ“, за несколько недель до истечения полномочий президента адвокатской палаты Белгородской области Василия Попова (занимает пост с 2006 года) в профессиональной среде было распространено обращение (копия есть в распоряжении „Ъ“) за подписью местного юриста Максима Береславцева. В письме фактически объясняется необходимость смены команды нынешнего президента палаты (основана в 1954 году, включает в себя более 500 действующих членов): «Нужно признать, что ситуация, в которой мы находимся, безрадостная. Нет помещений, нет настоящей профессиональной переподготовки, нет продуманной политики работы со СМИ, нет взаимодействия с органами власти». В тексте помимо прочего упоминается о предстоящем окончании срока полномочий господина Попова и о необходимости избрать президента, с которым «будут считаться». При этом Василию Попову советуют покинуть пост, «не поддавшись искушению подобрать преемника». Таковым называется Елена Ионина, вице-президент палаты. Заканчивается же послание напоминанием коллегам о «годах перестройки», когда они выбрали своим руководителем Александра Бажинова, который затем успешно работал.
Василий Попов вчера рассказал „Ъ“, что считает обвинения надуманными: «“Оппозиционная группа” пытается выразить недоверие совету, переизбрать его и выдвинуть депутата горсовета и члена общественной палаты региона Михаила Бажинова (сына упомянутого в письме Александра Бажинова. — „Ъ“) в президенты. Этого не получится — адвокаты области их не поддерживают». «Согласились участвовать в общем собрании и поставили свои фамилии в списке лишь те, на кого надавили в райадминистрациях по просьбе общественной палаты, пригрозив отобрать арендуемые помещения, — полагает господин Попов. — Напрасны их обвинения, в том числе в отсутствии сотрудничества с властью, у меня лежат грамоты, благодарности от губернатора... ». Подобная точка зрения отражена и в открытом письме госпожи Иониной, опубликованном на сайте адвокатской палаты: «Конечно, при большом желании можно найти недостатки в работе совета, но не мелковаты ли они для созыва внеочередного собрания?»
Сам Михаил Бажинов, вице-президент палаты, вчера отрицал, что письмо распространялось в его интересах: «Мне жаль, что президент нашей адвокатской палаты предоставил необъективную информацию. Я с глубочайшим уважением отношусь как к Василию Попову, так и ко всему совету адвокатской палаты области». При этом говорить о своих возможных президентских амбициях господин Бажинов отказался. С Максимом Береславцевым связаться не удалось: его рабочий телефон вчера не отвечал.
«Если конфликт стал публичным и вышел за пределы не очень открытой адвокатской среды, можно говорить о его экстраординарности, — считает воронежский адвокат Николай Алимкин. — Должность президента палаты очень статусная. Он имеет возможность влиять на развитие корпорации, принимает решение о наказании конкретного адвоката в случае какого-либо нарушения. При этом если в палате появились встречные обращения от нынешнего руководства, значит, новая сила не пользуется непререкаемым авторитетом. Но, возможно, за ней стоят еще более влиятельные люди, желающие укрепить свои позиции».
«В первую очередь следует объяснить, как Михаил Бажинов совмещает должности депутата (по данным сайта администрации Белгорода, господин Бажинов — депутат горсовета с 2000 года, при этом адвокатскую практику начал с 1991 года, а с 2000 года являлся советником губернатора Евгения Савченко. — „Ъ“) и адвоката. По закону он в этом ограничен, — рассказал „Ъ“ один из белгородских адвокатов на условиях анонимности. — Борьба за место президента неудивительна. Он контролирует значительные финансовые потоки от взносов, руководит приемом экзаменов в адвокатуру, фактически принимает решение, кого утвердить адвокатом, а кого выгнать. На этой должности нарабатываются контакты с правоохранительными органами и с коллегами на федеральном уровне. За палатой к тому же числится существенная собственность».