«Уралхим» ищет выход к морю
Компания готова строить терминал в Тамани
«Уралхим» Дмитрия Мазепина может построить в Тамани терминал для перевалки аммиака мощностью 2 млн тонн в год и производство на 800 тыс. тонн. Это позволит гарантировать экспортный сбыт при росте выпуска аммиака в России, и выбор точки перевалки эксперты называют удачным. Но пока неизвестно, появится ли сам порт в Тамани — проект до сих пор не утвердило правительство, а без господдержки он обречен.
«Уралхим» рассматривает возможность строительства в пока не существующем порту Тамань на Черном море комплекса по производству и перевалке аммиака, сообщили в компании. Мощности по выпуску удобрений могут составить более 800 тыс. тонн в год, по перевалке — до 2 млн тонн в год. «Уралхим» уже начал подготовку документов для согласования в Минпромторге. В министерстве это подтверждают, отмечая, что строительство комплекса в Тамани пока только прорабатывается. Сейчас в РФ нет мощностей по морской перевалке аммиака, и компании используют зарубежные порты. В 2013 году «Уралхим» отгрузил через Вентспилс (Латвия) и Силламяэ (Эстония) 294 тыс. тонн аммиака.
Пока сроки и объемы инвестиций в проекты просчитываются, пояснили в «Уралхиме», но добавили, что стоимость производственного комплекса может составить $0,9–1,2 млрд, а реализация сопоставимых проектов занимает в среднем пять-шесть лет. Объем инвестиций в терминал компания оценила примерно в 5–6 млрд руб. без учета подвижного состава и развития железнодорожной инфраструктуры, строительство может занять четыре-пять лет. «Срок начала проекта зависит от окончательных параметров проекта порта Тамань, которые определит правительство»,— пояснили в «Уралхиме».
Окончательного решения по строительству к 2020 году порта Тамань грузооборотом 90 млн тонн нет. Его создание обсуждается несколько лет, но присоединение Крыма с уже действующими портами снова поставило его под вопрос. Стоимость проекта оценивалась в 228 млрд руб., 76 млрд руб. должно выделить государство, остальное — частные инвесторы (интерес проявляли в том числе «Еврохим» и «Уралкалий»).
Намерение «Уралхима» построить собственный терминал связано с ожидаемым ростом выпуска аммиака. По оценке компании, к 2018 году, после расширения мощностей российских производителей («Акрон», «Фосагро», «Аммоний» (Менделеевск) и «Еврохим»), производство вырастет на 2,1 млн тонн, из которых до 1,5 млн тонн может быть экспортировано. Международная ассоциация производителей удобрений (IFA) прогнозирует рост мирового потребления аммиака в ближайшие пять лет на 10%, до 196 млн тонн, а рост его морских перевозок ожидается на уровне 3–4% в год (в 2013 году — 17,9 млн тонн). Цена на аммиак с начала года выросла почти в полтора раза, до $600 за тонну (порт Южный).
Как пояснили “Ъ” в «Уралхиме», порт в Тамани является оптимальным местом для комплекса по перевалке аммиака и других грузов с точки зрения расположения и глубоководности. Он будет удобен тем, чьи мощности расположены в центральной и южной частях России. «Уралхим» владеет портовыми мощностями: с августа ему принадлежит 55% терминала Ventammonjaks в Вентспилсе, в 2013 году компания построила терминал по перевалке сухих удобрений в Риге.
Константин Юминов из Raiffeisenbank отмечает, что Черное море наиболее правильный выбор для строительства терминала, а так как перевозка аммиака технологически сложна, логично строить там и мощности по производству. Но, по мнению эксперта, главным вопросом остается то, сколько государство вложит в инфраструктуру и дноуглубление, так как без бюджетных средств никто из компаний инвестировать не будет. Господин Юминов считает, что, если порт в Тамани не будет построен, химики могут рассмотреть возможность строительства в Усть-Луге на Балтике.