"Русские люди охотно сваливают всю вину за свои проблемы на внешних и внутренних врагов"

Главные враги России – Соединенные Штаты Америки и Украина. Таковы данные опроса ВЦИОМ. Независимый журналист Константин Эггерт рассуждает, почему россияне так часто обновляют список своих врагов.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Россияне предстают в зеркале ВЦИОМа (центра, напомню, государственного) народом, который меняет симпатии и антипатии в зависимости от того, что показывают в выпусках новостей и так называемых "аналитических программах" государственных телеканалов. Вчера Китай воспринимали нейтрально, а то и побаивались – сегодня любят. Вчера ненавидели Грузию – сегодня о ней даже не вспоминают. До Грузии, кстати, была Эстония. Но и ее почти никто из опрошенных не упомянул. Зато Украина совершила совершенно фантастический рывок из числа наиболее симпатичных нам стран к статусу главного врага, уступающего по уровню гнусности только Америке.

Это лишний раз доказывает, что никаким "братским народом" украинцев, на самом деле, давно уже не считают. Точнее, считали, но исключительно до тех пор, пока из двух братьев Россия была однозначно старшим.

Все эти едва ли не ежегодные превращения друзей во врагов и наоборот совершенно неудивительны. Ведь телевидение – единственная реальность в России, помимо бытовой. Для среднего россиянина не то что Соединенные Штаты, но даже те же Украина или Эстония – это зачастую совершенная абстракция.

Во всем зависящие от государства, не доверяющие ему и одновременно надеющиеся на него, до сих пор не оправившиеся от краха СССР, русские люди охотно сваливают всю вину за свои проблемы на внешних и внутренних врагов – Америку, мировую закулису, "пятую колонну".

Теперь вот и Украине досталось на орехи. Власти активно используют все эти комплексы постсоветского национального сознания в своих интересах. Почему-то они уверены, что так будет продолжаться вечно. Люди моего поколения отлично знают, что это — ложная уверенность. Поздний советский опыт доказал: даже полный контроль над телевидением и прессой недостаточен для предотвращения политического кризиса. Кризисы предотвращают работоспособные общественные и государственные институты, а вот с ними-то как раз большая проблема. В том числе, и из-за цинизма, изоляционизма и ненависти к инакомыслию, которые культивируют сегодня власти.

Становление страны и граждан – процесс долгий. Никаких других рецептов, кроме терпения и просвещения, в деле становления общества и государства не существует. Просто тут чем раньше начнешь, тем лучше будет всем. Не опоздать бы.

Вся лента