Французы хотят национализировать дороги
Плата за пользование ими растет быстрее инфляции
Французские автомобилисты обратились к министру долгосрочного развития, экологии и энергетики Франции Сеголен Руаяль с просьбой национализировать автомобильные дороги страны. Об этом стало известно сразу после отмены экологического налога, введение которого планировалось на январь 2015 года.
Французские союзы автомобилистов, водителей общественного транспорта и мотоциклистов выступили за возврат государству всех дорог национального и регионального значения. Как утверждает Le Figaro, ссылаясь на свои источники, в адрес министра долгосрочного развития, экологии и энергетики Франции Сеголен Руаяль уже был направлен соответствующий запрос.
В настоящее время большая часть дорог национального и регионального значения являются платными. В 2005 году правительство завершило процедуру их приватизации, после чего контроль и управление ими перешли до конца 2020-х годов к порядка 20 компаниям. На сегодняшний день сеть платных дорог во Франции насчитывает более 9 тыс. км.
Теперь же автомобилисты хотят, чтобы дороги вернулись государству, так как их не устраивает тариф оплаты проезда по платным автомагистралям, темпы роста которого опережают инфляцию в стране.
Об инициативе союзов водителей стало известно вскоре после того, как министр экологии и энергетики Франции Сеголен Руаяль объявила об отмене «на неопределенный срок» введения налога для большегрузных автомобилей, который также называют экологическим налогом. Похоже, что на столь неожиданное для всех решение министра подтолкнули угрозы водителей начать масштабную забастовку с 13 октября, во время которой они обещали перекрыть грузовиками большинство автомагистралей страны. Вполне возможно, что, помня об аналогичных акциях протеста, случившихся в прошлом году, рисковать в данной ситуации власти не решились.
Теперь властям страны придется искать замену налогу, который с 2015 года должен был приносить ежегодно €1,2 млрд. В проекте бюджета на следующий год есть пункт о повышении налога на топливо. Но он вырастет всего на €0,02 и дополнительный доход от него не сможет покрыть потерю экологического налога. Еще одним выходом из сложившейся ситуации могло бы стать введение налога для тех компаний, которые сейчас владеют дорогами. Но этот сценарий, по оценкам экспертов, крайне маловероятен из-за четко сформулированных условий, на которых дороги передавались в их ведомство. Следующим шагом могла бы стать как раз национализация автострад, чего и хотят водители.
В таком случае властям придется не только отказаться от налога, который должен был существенно пополнять казну, но еще и раскошелиться на возмещение убытков и расторжение контрактов, что обойдется государству в €800 млн. Очевидно, власти сделают все, чтобы не платить нынешним владельцам дорог и консорциуму Ecomouv`, который должен был стать непосредственным сборщиком налогов, а теперь оказался просто никому не нужным предприятием. Сеголен Руаяль уже в четверг заявила, что контракт с последним был составлен со множеством отклонений и правительство «больше не намерено мириться с заведомо несоразмерными вещами».