"10% налога с разработчиков ПО станет настоящим бичом для всей ИТ-отрасли"

Позиция

Российские разработчики программных продуктов обескуражены мерами, которые предлагает профильное министерство по поддержке их бизнеса. Однако высказываться решаются не все. НАТАЛЬЯ КАСПЕРСКАЯ, генеральный директор ГК InfoWatch, рассказала корреспонденту "ИТ" СВЕТЛАНЕ РАГИМОВОЙ о том, что думают и что обсуждают в частных беседах ее коллеги.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

— Поддерживаете ли вы идею импортозамещения, выдвинутую министром Николаем Никифоровым? Принесет ли эта мера нужный эффект для информационной безопасности, если не озадачиться замещением "железа"?

— В том виде, в котором инициатива импортозамещения выдвинута Минсвязи, я ее не поддерживаю. Импортозамещение — идея правильная, однако подход, предлагаемый Министерством связи, а именно взимание десятипроцентного налога с разработчиков ПО, станет настоящим бичом для всей ИТ-отрасли и главным образом для российских разработчиков.

Отечественные производители ПО изначально поставлены в более сложные условия: у них нет громадных маркетинговых бюджетов международных корпораций, иностранные компании часто имеют преференции в тендерах. Все это создает крайне сложную для бизнеса конкурентную среду. Предполагается, что налог коснется всех разработчиков. Однако, во-первых, для иностранцев обороты в России не являются критическими для бизнеса, а следовательно, выплата 10% только с российского оборота им не очень страшна. А во-вторых, они могут легко избежать уплаты и этих процентов, потому что иностранные компании не ведут здесь разработок, а имеют только представительства. Они могут присылать свои продукты напрямую из-за рубежа, а обложить их таможенными пошлинами не позволяет членство России в ВТО. Получается, что налог направлен против своих же компаний.

На данный момент для безопасного функционирования РФ многие отечественные компоненты необходимого ПО уже созданы или могут быть разработаны в достаточно короткие сроки на базе ПО с открытым кодом. Так, в России есть отечественные разработки в области операционной системы, офисные приложения, СУБД, ERP, информационной безопасности и др. Значительная же часть отсутствующего на данный момент в РФ ПО может быть относительно быстро и небольшими средствами реализована имеющимися на рынке компаниями. Для решения данной задачи не потребуется облагать все компании-разработчики сбором в 10% с оборота.

Но даже если государство потратит огромные деньги на замещение иностранного ПО российским, то данная мера не сможет обеспечить цифровой суверенитет России, поскольку разработка "железа" останется в руках иностранного государства. Известно, что закладки (лазейки для доступа) можно создавать на уровне процессоров или чипов, и борьба с такими закладками исключительно на уровне ПО бессмысленна. Если вести речь о цифровом суверенитете, то начинать надо с создания собственного аппаратного обеспечения.

— Можно ли дать определение "российский разработчик ПО" в нынешнем глобальном мире? Ваши предложения по этому поводу — как определять, кто российский, кто не российский? Является ли ваша компания российской, если рассматривать одно из обсуждаемых определений: более 50% прав на ПО принадлежат российскому юридическому или физическому лицу?

— Мы настаиваем, что любые критерии неполны, а значит, нужен реестр отечественных разработчиков. Организовать это можно так: Минкомсвязь ведет реестр, а представители индустрии контролируют процесс. Индустрия гарантированно не пропустит иностранцев, так как министерство может кого-то и не заметить. А Минкомсвязь обеспечит формальную процедуру приема и легитимность всей процедуре. Программные продукты из данного реестра должны иметь преимущество перед иностранным ПО в госзакупках. Иностранные же разработки могут закупаться госорганизациями только при отсутствии отечественных аналогов. Информация по другим возможным мерам поддержки есть на сайте Ассоциации разработчиков программных продуктов.

Что же касается схемы, когда российским признается продукт, принадлежащий более чем на 50% российскому лицу, то она легко обходится. Например, я оформляю юрлицо, которое на 100% принадлежит Васе Пупкину. Это юрлицо начинает эксклюзивно распространять продукты иностранной компании в России, все 100% ее продаж будут в России, иностранцев я нанимать не буду. Такая компания ни коим образом не является российским разработчиком. Но под определение, данное выше, подпадает. Многие же российские производители ПО, наоборот, для сохранения своего IP (Intellectual Property — интеллектуальная собственность) и более успешной работы за рубежом регистрируют зарубежные юрлица. При этом все разработчики этих компаний сидят в России, большая часть интеллектуальной собственности находится здесь же, равно как и акционеры компании. Но по данному определению они не будут считаться российскими.

Что касается InfoWatch, то сейчас мы под эти требования подпадаем. Но в наших планах международное развитие и преобразование компании в холдинг, который мы пока планируем делать не в России. Потому что, к сожалению, в России до сих пор не очень эффективно защищается акционерная собственность, а также с точки зрения имиджа или потенциального IPO где-нибудь на Гонконгской бирже иметь зарубежное юрлицо более правильно. Тогда InfoWatch станет стопроцентной "дочкой" иностранной компании и перестанет соответствовать этим искусственным критериям "отечественности". Очевидно, что их придумали люди, далекие от сферы разработки ПО.

— Какие альтернативные меры по поддержке российских разработчиков, на ваш взгляд, были бы более эффективными?

— Самая эффективная мера — налоговая льгота на выплаты с зарплат в социальные фонды. Это реальная и очень серьезная помощь, так как 75% наших расходов — это зарплаты. Хорошо работает льгота, разрешающая не выплачивать НДС при продаже лицензий. Не хотелось бы эти льготы потерять. Новых льгот нам не надо, лишь бы не отняли те, что есть. И не вводили новых налогов, тем более с оборота.

Вся лента