"Самые безопасные ИТ-инструменты — бумага, ручка и счеты"
Конкуренция
Весной компания SAP немецкого происхождения, входящая в число крупнейших мировых производителей ПО, объявила, что вложит €20 млн в строительство российских дата-центров. ПАВЕЛ ГОНТАРЕВ, заместитель генерального директора SAP СНГ, уверен, что эти деньги не пропадут, и видит в разумной политике импортозамещения новые возможности для своей компании.
— Считаете ли вы правильной государственную стратегию замещения иностранного ПО отечественным?
— Видеть своей целью импортозамещение как замену одних продуктов другими, на мой взгляд, упрощение и ошибка, особенно когда речь идет об отрасли высоких технологий. К счастью, судя по интервью министра, которые мы слышим в последнее время, в Минкомсвязи с этим утверждением тоже согласны. Допустим, на рынке уже существует успешный, конкурентоспособный продукт. Пока ему "с нуля" будет создана замена, производитель уже разработает новый. И разработчики "заменителя" будут постоянно оказываться в роли догоняющих. С учетом того с какой скоростью развиваются технологии, такое отставание практически невозможно наверстать. Разработка — длительный процесс: если сегодня начать создавать ПО с целью замены уже существующего, лет через десять можно достичь того уровня, который есть на рынке сегодня, то есть выпустить безнадежно устаревший продукт. Нужно учитывать и интересы клиентов, которые сделали инвестиции в решения и давно и успешно ими пользуются.
Кроме того, для разработки нужны ресурсы и мощная экосистема: программисты, эксперты, консультанты. Недавно министр массовых коммуникаций и связи Николай Никифоров говорил, что для решения задачи построения мощной ИТ-индустрии России необходим 1 млн программистов — это в три раза больше, чем есть сегодня. То есть ресурсы ограничены, времени с учетом глобальной рыночной ситуации мало. Тратить их нужно на то, что принесет быстрый и гарантированно успешный результат. И здесь, на мой взгляд, нужно рассуждать с позиции опытного инвестора, который вкладывает деньги в то, что может принести прибыль. Бизнесмен не стал бы инвестировать в технологии вчерашнего дня — это неразумно. В нашей стране есть успешные разработчики, их продукты конкурентоспособны не только на локальном, но и на мировом рынке. То, что государство сегодня понимает важность поддержки таких компаний, очень важно для ИТ-отрасли.
— Какой, на ваш взгляд, должна быть такая поддержка?
— Она должна быть нацелена на создание российских программных продуктов, конкурентоспособных на глобальном рынке, а не на замену уже имеющихся. Стоит ли инициировать масштабные, дорогостоящие проекты с вовлечением большого числа специалистов для создания, например, системы управления базами данных, если аналогичный продукт уже есть на рынке? На мой взгляд, это изобретение велосипеда. Но если провести анализ, найти незанятые рыночные ниши, оценить свой потенциал и инвестировать в разработку продуктов, которые имеют реальный шанс стать лидирующими на мировом рынке, это будет эффективно и оправдает затраченные усилия.
— Для бизнеса SAP в России какие последствия может нести данная инициатива?
— Создание конкурентных отечественных продуктов уже сегодня, без траты времени на разработку "с нуля" неизбежно приводит к мысли о партнерстве с ведущими мировыми вендорами. Преимущество SAP здесь очевидно: мы работаем в России более 20 лет — половину своей истории, инвестируем не только в развитие своих решений, но и в экосистему — партнеров, консультантов, разработчиков. Когда мы пришли на этот рынок, практически никто не знал, что такое бизнес-приложения, а сегодня в стране несколько десятков тысяч человек, которые своей профессией называют "консультант по решениям SAP". Наши центры разработки и поддержки находятся в России (в том числе Лаборатория совместных инноваций, часть нашего подразделения SAP Labs), и мы готовы совместно с российскими партнерами создавать продукты, которые будут конкурентоспособны и на мировом рынке. К тому же SAP в данном случае может предоставить свои каналы продаж, которые достаточно развиты и работают во всем мире. То есть мы могли бы предлагать уже существующим своим клиентам и партнерам созданный в России продукт с участием или на платформе SAP. Формы подобного сотрудничества могут быть самыми разными, и мы видим здесь потенциал для развития бизнеса, а не угрозу. Запросы на такие проекты мы уже получаем от наших российских партнеров, есть много интересных идей.
Опыт SAP может быть полезен для решения задач национального уровня. Мы видим в России огромный потенциал для создания решений, учитывающих локальную специфику и опыт. Например, нигде в мире нет такого масштаба перевозок по железной дороге и вагонного парка. Именно поэтому мы ищем сотрудничества с российскими партнерами в области создания решения для транспортной логистики, которое разрабатывается для всего мира. Еще один такой имеющий все шансы быть успешным на мировом рынке проект мы уже реализовали с резидентом фонда "Сколково" компанией "ВИСТ Майнинг Технолоджи" — это прототип решения "Цифровое месторождение". Такие продукты помогают повышать эффективность нефтегазовой отрасли. В России для них есть рынок сбыта, что позволяет набрать достаточный потенциал и экспертизу для выхода за рубеж.
Мы видим большую перспективу в партнерствах по OEM-модели (Original Equipment Manufacturer — оригинальный производитель оборудования). В этом случае права на платформу передаются российскому партнеру, который создает продукт, продает права на него под своим брендом и владеет IP (Intellectual Property — интеллектуальная собственность).
Также мы переходим на новую модель работы с нашими "облачными" решениями: SAP будет предоставлять полный цикл "облачных" сервисов из локальных дата-центров. Клиенты смогут размещать свои данные в России, как того требует законодательство. Такая модель будет выгодна и нашим партнерам: они смогут предоставлять "облачные" продукты SAP на базе своих ЦОД.
— Вы назвали позитивные аспекты происходящего, расскажите о другой стороне медали.
— Многие ИТ-директора оказались перед дилеммой, начать свой проект на зарубежном продукте и получить упреки в политической недальновидности или на отечественном софте, которого иногда просто нет. Часто они решают не делать пока ничего. Результатом может стать полное замораживание инноваций и проектов, направленных на повышение эффективности процессов. Это колоссальный риск для ИТ-отрасли в стране, да и для экономики в целом. Риск отстать в технологиях и еще больше потерять в производительности труда.
Другой вопрос — безопасность технологий. Доводя до крайности, самые безопасные ИТ-инструменты — бумага, ручка и счеты. Их невозможно отключить при обострении внешнеполитической ситуации. В результате развития технологий у нас появилось ПО и "железо". Безусловно, необходимо думать об их безопасности и рисках. При этом надо помнить, например, о том, что open source так называется потому, что исходный код от таких решений доступен всему миру. А значит, любой студент, посмотревший фильм о хакерах, мечтает найти в этом коде новую уязвимость. И у него есть время и силы на такие поиски. Также надо помнить и о том, что команда разработчиков недостаточного масштаба, опыта и ресурсов просто не может создать полностью защищенное решение, даже если она отечественная. Зачастую зарубежные технологии и средства защиты при их грамотном использовании самый лучший, если не единственный, путь. А популизм и непрофессионализм в вопросе обеспечения информационной безопасности несут огромную опасность.
Очень хотелось бы, чтобы инновационный процесс в нашей стране не остановился. Год назад, до всех украинских событий, в послании в честь 20-летия Конституции президент России Владимир Путин говорил о том, как важно создать внутренний спрос на высокие технологии. Сегодня этот спрос создать еще важнее. Качественный, квалифицированный спрос даст возможность обезопасить отечественную экономику, реализовать весь ее потенциал за счет применения лучших практик, которые важно адаптировать и использовать как основу для новых разработок.