Оседлать новый бизнес

Конный спорт становится все более популярным в Петербурге. В городе и его окрестностях действует уже 24 конноспортивных клуба и около 100 конюшен. Однако для большинства владельцев клубов это скорее хобби, чем бизнес. На лошадях в России пока трудно заработать.

Из 24 конноспортивных клубов, действующих в городе и его окрестностях, только один принадлежит государству, остальные клубы — частные

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По данным комитета по физической культуре и спорту правительства Санкт-Петербурга, из 24 конноспортивных клубов, действующих в городе и его окрестностях, только один принадлежит государству — СДЮШОР по конному спорту и современному пятиборью. Остальные клубы — частные. При этом, несмотря на растущую популярность конного спорта в России, он пока не превратился в выгодный бизнес, оставаясь уделом людей увлеченных.

Без манер

Верховая езда, считавшаяся во все времена одним из самых аристократичных видов спорта, становится все более доступной для петербуржцев — количество клубов и просто любительских конюшен постоянно увеличивается, а цены на занятие начинаются от 1000 рублей за час. При этом приобрести абонемент на четыре занятия можно и за 3500 рублей. Деньги, казалось бы, небольшие. Именно поэтому число детей, обучающихся в пони-клубах, а также взрослых учеников увеличивается с каждым годом. "Мы видим прогресс по количеству участников соревнований, — рассказывает Наталья Кирьянова, директор Федерации конного спорта Ленинградской области. — Если в предыдущие годы на массовых маршрутах (для спортсменов-новичков) в один день выступало 30-40 человек, то в этом году количество участников на массовых маршрутах доходило до 70 человек в день. Количество участников соревнований увеличивается с каждым годом", — констатирует эксперт.

Рост числа поклонников конного спорта приводит к появлению небольших частных конюшен на территории Петербурга и Ленинградской области. Сейчас, по данным Натальи Кирьяновой, их уже около ста.

"Открыть конюшню не сложно. Лошадям особо ничего не нужно, лишь бы кормили и стены были, чтобы защищать их от ветра. Они даже зимой почти не мерзнут. Поэтому за 1,5-2 млн рублей можно построить конюшню на несколько лошадей с открытым манежем. Если вы хотите конюшню с крытым манежем, то стоимость строительства увеличивается до 5-6 млн рублей. Многие начинают с маленькой конюшни для себя (на одну-две лошади), которую строят рядом с загородным домом. Как правило, на это идут родители, дети которых занимаются конным спортом, либо опытные наездники. Очень часто такие конюшни разрастаются за счет лошадей друзей и коллег по клубу, которые готовы платить за постой своей лошади знакомому человеку. Для владельца мини-конюшни это тоже выгодно — снижаются издержки на содержание собственных лошадей. В среднем постой одной лошади стоит не меньше 10-15 тыс. рублей в месяц. При этом конюшни меньше чем на 40 голов считаются неокупаемыми", — добавляет госпожа Кирьянова.

Досуг на миллион

Конноспортивный клуб (КСК) от простой конюшни отличается гораздо более широким спектром предоставляемых услуг. В его штате находятся профессиональные тренеры, что позволяет проводить обучение начинающих и спортсменов разных уровней подготовки. "Почти у каждого клуба есть своя специализация, хотя многие и стараются оказывать полный комплекс услуг. Большинство КСК сегодня предлагают постой лошадей и обучение всадников. Услуги, которые может оказывать клуб, зависят от того, как он построен, где расположен и от ряда других факторов", — рассказывает Наталия Дергачева, директор КСК "Нева".

"Верхнего предела для инвестиций в конный клуб не существует, — констатирует Ирина Максакова, управляющая КСК "Вента". — В клубах международного уровня, где созданы прекрасные условия для животных, один солярий для лошади стоит 800 тыс. рублей. Вкладывать в создание элитного клуба можно сколько угодно. При этом выручка каждого клуба очень индивидуальна, а прибыль или минимальна, или ее вообще нет. С коммерческой точки зрения строить конный клуб неинтересно. Этим занимаются обычно сами "конники", люди увлеченные. Услуги сторонним лицам оказываются, как правило, только для того, чтобы клуб окупался".

С Ириной Максаковой согласен президент Федерации конного спорта Санкт-Петербурга Александр Воробьев: "При вложениях в конный клуб международного уровня в размере 5-6 млн евро, сложно назвать доходом прибыль в 10 тыс. евро в месяц. Проще положить деньги в банк, чем строить такой бизнес. Срок окупаемости получается сумасшедшим. На мой взгляд, единственный доходный клуб в Петербурге и Ленобласти — КСК "Дерби". Он был построен в 2006 году, и уже должен был окупиться".

Большинство же клубов существуют на грани рентабельности: "Основное направление деятельности нашего клуба — занятия для детей от трех до десяти лет в пони-клубе. Доход от этого направления позволяет нам выплачивать зарплату тренерам, хорошо кормить лошадей и направлять небольшой процент на развитие клуба", — отмечает Наталия Дергачева.

Непопулярный актив

Инвестиции в строительство конюшни и конного клуба, как правило, окупаются долго — десять лет и больше, так как доход такие объекты приносят минимальный. Весь смысл их существования, как правило, заключается в том, чтобы достичь самоокупаемости и не обременять бюджет собственника, позволяя тому заниматься любимым хобби.

Ввиду низкой или нулевой доходности в России в настоящий момент практически не существует желающих купить конный клуб как готовый бизнес. "Продать конный клуб или конюшню можно, но вот удастся ли это сделать выгодно — вопрос, — считает Наталья Кирьянова. — Здесь важны связи, имя в конном спорте. Тогда у вас больше шансов найти покупателя. При этом вернуть все деньги, вложенные в клуб, невозможно. Если честно, в последние годы я не слышала о таких продажах. Люди, у которых есть деньги на покупку КСК, лучше построят свой клуб с нуля — так, как они хотят, — чем купят готовый".

С ней согласен Алексей Гулевский, руководитель отдела консалтинга Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate: "Конноспортивные клубы и конюшни — крайне специфический актив. Данный рынок является достаточно узким, и сделки по продаже КСК происходят, как правило, без привлечения консультантов. Такие объекты чаще всего продаются знакомым, также увлеченным конным спортом, а инвестирование в них связанно с хобби".

С надеждой на спонсоров

Государственная поддержка конного спорта в Петербурге и Ленобласти пока невелика. Как сообщили в комитете по физической культуре и спорту, частные спортивные клубы Санкт-Петербурга не могут получать финансирование из бюджета города. Строительство новых клубов за счет средств бюджета города также не представляется возможным. В настоящий момент город финансирует только СДЮШОР по конному спорту и современному пятиборью (в 2014 году выделено 84,4 млн рублей), а также участие сборной команды Санкт-Петербурга по конному спорту во всероссийских и международных соревнованиях и проведение первенств и чемпионатов Санкт-Петербурга (в 2014 году на эти цели выделено 2,89 млн рублей).

По мнению Александра Воробьева, развитие конного спорта в России сдерживает также отсутствие крупных турниров и больших площадок для соревнований. "Сейчас рекламодателям непонятна отдача от таких спортивных мероприятий, и они неохотно выделяют на них деньги, а без финансирования площадки развиваться не могут. В Европе государство поддерживает клубы и проведение больших турниров, у нас — практически не помогает".

Повысить интерес к конному спорту, по мнению президента Федерации конного спорта Санкт-Петербурга, могло бы возрождение ипподромов. "Но культура похода на скачки у нас утеряна. Кроме того, нет скаковых лошадей и жокеев, их нужно обучать. Вложения в строительство ипподрома близки к миллиарду рублей, а отдача может быть лет через десять. Но тут хотя бы тотализатор есть. В конном же спорте нет и его. Во всем мире конные клубы развиваются на деньги спонсоров. Сейчас мы видим определенную положительную динамику, комитет по физической культуре и спорту стал финансировать СДЮШОР, они сделали им манеж, покупают лошадей, коневозы. Но это очень незначительные сдвиги в лучшую сторону. Хотя сейчас люди все больше интересуются конным спортом. Поэтому я надеюсь, что в будущем ситуация наладится", — говорит господин Воробьев.

Ольга Лазарева

Вся лента