"Никакой правообладатель не радуется росту платежей"
Игорь Васильев, руководитель Росреестра
— Какова ситуация с государственной оценкой земли? С какими проблемами сталкивается Росреестр?
— В целом ситуация нормальная. Функция организации проведения кадастровой оценки возложена на региональные власти, которые сами определяют ее периодичность. Есть ряд проблем — например, методология оценки не всегда понятна гражданам. Также нужно улучшать качество проведения оценки. Этими вопросами мы занимаемся совместно с Минэкономразвития. В частности, Росреестр принимал активное участие в разработке поправок к закону "Об оценочной деятельности". Наша позиция такова: всем заинтересованным лицам необходимо принимать участие в рассмотрении отчета оценщика до завершения самой оценки. Новации в закон, предложенные Росреестром, как раз предполагают публикацию максимально возможного объема информации в фонде данных государственной кадастровой оценки.
— Число споров, касающихся обжалования кадастровой стоимости земли, существенно выросло. Почему?
— Это связано с изменением конъюнктуры рынка, объективным ростом цен на недвижимость. Например, в 2012-2013 годах проведено множество процедур кадастровой оценки, их рыночная основа в сравнении с той, которая использовалась в 2005-2007 годах, серьезно изменилась. Конечно, никакой правообладатель не радуется росту своих платежей. Но мы внимательно следим за судебной практикой, и, по оценке наших специалистов, причина роста количества споров — в доступности и открытости процесса оспаривания результатов оценки. Это связано и с повышением качества работы комиссий, и с формированием практики, и с сокращением сроков рассмотрения дел судами. Росреестр создал комиссии по досудебному урегулированию споров по кадастровой оценке — сразу гражданам стало проще получать информацию и решать вопросы. Есть возможность — люди ею пользуются. Ускоряется процесс рассмотрения дел об оспаривании кадастровой оценки в судах, и люди обращаются в суд охотнее, чем раньше.
— Может ли быть проведена рыночная оценка государственной земли, на которой расположено здание частного владельца? Ряд судов считают, что это невозможно.
— В отношении такого участка кадастровая и рыночная оценка проводится по общим правилам. А в случае несогласия с результатами оценки право их оспорить имеет любое заинтересованное лицо. Например, собственник или арендатор.
— Чем можно объяснить большое число отказов лицам, оспаривающим кадастровую стоимость земли в комиссии при Росреестре или в судах?
— Да, действительно, число отказов достаточно велико. На это есть объективные причины: секретари комиссий еще до рассмотрения заявлений осуществляют проверку комплектности представленных документов — доля заявлений, не соответствующих по данному критерию, доходит до 15%. Кроме того, и комиссия, и суд должны рассматривать каждый случай по существу, учитывать соответствие рыночного отчета требованиям законодательства. Вместе с тем в ряде случаев оценщики при составлении таких отчетов допускают ошибки, которые комиссия не может не учесть. Основная цель комиссий при Росреестре — в короткие сроки обеспечить реализацию прав заинтересованных лиц на оспаривание кадастровой стоимости. Мы хотим снизить нагрузку на суды.
— В комиссии введут представителей бизнес-сообщества. Это поможет сделать работу более объективной?
— Пересматривать результаты определения кадастровой стоимости с равными правами должны представители всех сторон такого спора. Поэтому важно, чтобы в комиссиях были и профессионалы в области оценки, и представители власти, и независимые эксперты, и представители бизнеса. Пока комиссии работают в прежнем составе. Минэкономразвития готовит документ, в котором будет оговорен новый порядок их формирования.