Не время для перелетов
"ЮТэйр" сократит 20% рейсов
Несмотря на обещанную госпомощь, российские авиаторы начинают сокращать программу полетов. "ЮТэйр", начавшая летом оптимизацию расходов, в зимнем расписании откажется от 20% рейсов и вынуждена будет уволить более 800 сотрудников. Рост авиаперевозок в России продолжает замедляться. Эксперты уже говорят о возможности ценовых войн, которые будут выгодны пассажирам, но только ухудшат финансовое состояние авиакомпаний.
В пятницу гендиректор авиакомпании "ЮТэйр" (ядро одноименной группы) Андрей Мартиросов сообщил "Сургутинформ-ТВ" о планах сокращения более 20% рейсов в зимней навигации 2014-2015 годов и около 10% сотрудников. На первом этапе компании придется сократить более 800 человек, в том числе около 300 сотрудников летно-технической службы. Согласно годовому отчету "ЮТэйр", в 2013 году в ее штате было 7,8 тыс. человек.
Авиакомпания "ЮТэйр" — третий по величине перевозчик РФ. В 2013 году перевезла 10,4 млн пассажиров и 171,5 тыс. тонн грузов. Выручка по РСБУ за первое полугодие 2014 года — 32,7 млрд руб., чистая прибыль — 5,4 млн руб. Краткосрочные обязательства компании составили 57 млрд руб., долгосрочные — 27,2 млрд руб.
В "ЮТэйр" от комментариев отказались. Источник "Ъ", знакомый с планами компании, говорит, что она откажется, например, от полетов в Ригу и Махачкалу, но главным образом сократит частотность рейсов по ряду направлений. Планы оптимизации компания анонсировала еще летом, когда объявила о программе снижения расходов на 5 млрд руб. в год. Она включает сокращение персонала и флота, отказ от неприбыльных маршрутов.
С 26 октября "ЮТэйр" и "ЮТэйр-Экспресс" будут выполнять рейсы по 117 направлениям в 12 стран мира, хотя в рамках весенне-летнего расписания "ЮТэйр" летала в 18 стран. В 2013 году компания выполняла полеты по 190 маршрутам. В осенне-зимний период 2013-2014 годов "ЮТэйр" также летала по 56 чартерным направлениям, 25 из которых были введены впервые, в том числе в сотрудничестве с туроператором "Южный Крест". Но в середине сентября ООО "Южный Крест Трэвел" приостановило деятельность из-за "сильного падения спроса на туристский продукт на фоне банкротства ряда крупнейших туроператоров". А в начале октября "ЮТэйр" обратилась в суд, требуя взыскать с туристической компании более 306 млн руб.
Темпы роста отрасли замедляются: как сообщила в пятницу Росавиация, по оперативным данным, в сентябре 35 основных авиакомпаний перевезли 9,4 млн пассажиров (рост на 10,9%), тогда как за девять месяцев с начала года было перевезено 73 млн человек (на 12,1% больше, чем за аналогичный период 2013 года). На прошлой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что в октябре правительство может рассмотреть меры господдержки авиакомпаний, в частности "ЮТэйр", поскольку "ситуация сложная". По его словам, Минтранс уже подготовил предложения: "Один из вариантов поддержки — гарантии по кредитам" (о возможных мерах см. также "Ъ" от 23 сентября). Андрей Мартиросов сообщил в пятницу, что без очень серьезной реструктуризации, сокращения расходов "в этот сложный период — следующих двух-трех лет — компания не сможет заручиться поддержкой кредиторов, акционеров, банков и других организаций".
Другие крупнейшие перевозчики пока не говорят о столь масштабном сокращении рейсов, но, например, в сентябре "Аэрофлот" и "Трансаэро" отменили регулярные прямые рейсы в Торонто из-за их убыточности. По данным Росавиации, "Трансаэро" отозвало свои допуски по 17 маршрутам, в том числе из Москвы в Дублин, Кишинев, Рейкьявик, Гетеборг и из Санкт-Петербурга в Пекин, Овду и Цюрих. В компании "Интерфаксу" поясняли, что эти направления не использовались и "не планируются к использованию в обозримом периоде".
Независимый эксперт Андрей Крамаренко считает, что работу над ростом доходности и снижением убыточности ведущим перевозчикам следовало вести согласованно еще несколько лет назад, тогда отрасль могла бы уже снизить риски долгового кризиса. На фоне ожидания снижения пассажиропотока под влиянием рецессии могут резко снизиться тарифы, считает он, и есть риск начала "ценовой войны".