Якутская история
Верховный суд Республики Саха постановил лечить ребенка
Правонападение
В "Правонападение" обратилась Юлия Кутимская. Ее дочь Полина 12 лет больна муковисцидозом. Они живут в городе Ленске, Республика Саха (Якутия). Московские врачи в Российской детской клинической больнице (РДКБ) назначают Полине жизненно необходимые препараты, указывая торговое наименование, и помечают в рецепте, что препараты эти не могут быть заменены дженериками (аналогами). Но якутские врачи в районной поликлинике выписывают лекарства по международным непатентованным названиям, как того требует минздрав. И это позволяет провизорам именно что заменять Полине препараты, рекомендованные московскими врачами, именно что аналогами, которые дешевле.
Впрочем, иногда не бывает и этого. Иногда в аптеках Ленска для Полины вообще не находится лекарств, а якутские врачи иногда вообще не выписывают Полине никаких рецептов.
В московской РДКБ Полине Кутимской выписали препараты креон, урсосан, АЦЦ, гептрал и азитромицин. Врачи в Москве специально указывали, что препараты эти жизненно необходимые и не подлежат замене аналогами. До декабря 2013 года в Якутии препараты эти Полине выдавали, сложности были только с получением дорогих антибиотиков колистина и тобрамицина. По поводу перебоев с антибиотиками Юлия Кутимская обращалась в прокуратуру, суд обязывал якутский минздрав обеспечить ребенка колистином и тобрамицином, но решение суда не исполнялось.
А с декабря 2013-го начались перебои и с креоном, и с урсосаном. Гептрал и азитромицин вообще исчезли. То в аптеке говорили, что лекарств нет, и отбирали рецепты "в отложенный спрос", то врачи Ленской центральной районной больницы выписывали вместо креона панкреатин (по международному непатентованному названию), хотя детям с муковисцидозом панкреатин не подходит, то вообще отказывались выписывать рецепты, ссылаясь на устный приказ минздрава республики.
В мае 2014 года Юлия обратилась в прокуратуру. Прокурор несколько раз отказывалась обращаться в суд, ссылалась на занятость, предлагала Юлии договориться с минздравом полюбовно. Но Юлия настаивала на рассмотрении дела в суде.
И рассмотрение состоялось. Состоялось оно, правда, именно в то время, когда Юлии не было в городе (о чем прокурор заранее была поставлена в известность). В отсутствие Юлии, не выслушав ее аргументов, не послав запроса в РДКБ, врачи которой настаивали на незаменимости выписанных препаратов, Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) постановил, что якутский минздрав имеет право заменять препараты, которые московскими врачами означены как незаменимые для больного муковисцидозом ребенка, дешевыми аналогами.
Подавать кассационную жалобу прокурор отказывалась. Пришлось с помощью юриста "Правонападения" Светланы Викторовой жаловаться в Верховный суд Республики Саха (Якутия). И тут нас ждала победа. Согласно решению Верховного суда, во-первых, если местная больница меняет пациенту назначения, сделанные в Москве, то такое решение должна принимать специальная врачебная комиссия, каковая комиссия в Ленске не созывалась. Во-вторых, Верховный суд Якутии признал назначения, сделанные в РДКБ, правильными и обязательными к исполнению. В-третьих, Верховный суд признал, что незаконно выписывать дешевые аналоги, если есть уже рецепт на незаменимые препараты, выписанные (именно в связи с их незаменимостью) по торговым наименованиям. В-четвертых, Верховный суд Якутии указал, что, заменяя препарат, выписанный врачом в Москве, врач в Ленске должен опровергнуть незаменимость этого препарата.
Этот суд и это решение можно считать показательными. Мы всерьез надеемся, что Министерство здравоохранения РФ после этого и подобных случаев из практики "Правонападения" составит наконец список препаратов, которые в связи с их незаменимостью по жизненным показаниям нужно выписывать по торговому наименованию, и запретит врачам заменять такие препараты дешевыми и негодными.