Коммерческое мошенничество отделят от бюджетного
МВД разработало примечание к предпринимательской статье УК
Как стало известно "Ъ", МВД разработало поправки к ст. 159.4 УК РФ (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). Согласно им, неисполнение коммерсантами своих обязательств по контрактам с госструктурами предлагается квалифицировать как обычное мошенничество, за которое предусмотрено наказание до десяти лет и аресты на период расследования. Ранее аналогичные инициативы уже поступали в правительство, но поддержки не нашли. Однако теперь, в процессе реализации крупных национальных проектов, как считают в МВД, законодатель должен уточнить, что данная статья действует только в тех случаях, когда решаются спорные вопросы между коммерсантами.
Как следует из оказавшегося в распоряжении "Ъ" законопроекта, МВД предлагает дополнить "предпринимательскую" статью примечанием. Его суть сводится к тому, что действие ст. 159.4 не будет распространяться на неисполнение договорных обязательств, в которых в том или ином виде фигурируют государственные, муниципальные структуры или бюджетные средства.
По мнению разработчиков, такая необходимость назрела едва ли не с первых дней появления в УК новой статьи. В ноябре 2012 года по инициативе Верховного суда ст. 159 УК РФ (мошенничество) была разбита на шесть составов, одним из которых и стало мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. В отличие от основной статьи, предусматривающей наказание до десяти лет лишения свободы, за преднамеренное неисполнение договорных обязательств бизнесменам грозит максимум пять лет. Еще одно послабление — короткий срок давности в два года. Напомним, что именно из-за переквалификации на предпринимательское мошенничество в минувшую пятницу за сроком давности было прекращено уголовное преследование первого вице-президента общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павла Сигала, обвиняемого в махинациях с материнским капиталом. Кроме того, фигурантов дел по ст. 159.4 УК нельзя арестовывать до вынесения им обвинительных приговоров. Соответствующая поправка была внесена в ст. 108 УПК РФ, регламентирующую взятие под стражу, одновременно с появлением новой нормы в УК.
При этом, как отмечают в МВД, очень часто мошеннические действия по ст. 159.4 квалифицируются и в тех случаях, когда совершаются хищения бюджетных средств или госимущества. Как отмечают юристы, тот же Верховный суд фактически признает, что субъектами преступления по ст. 159.4 могут быть только индивидуальные предприниматели или члены органов управления коммерческой организации, вне зависимости от того, кто является другой стороной договора и чьи деньги или имущество были похищены в результате преднамеренного неисполнения договорных обязательств. По мнению правоведов, такой подход в толковании этой нормы "вряд ли можно признать оправданным и соответствующим правовой природе ст. 159.4 УК", основная цель введения которой состояла в снижении мер уголовного воздействия на предпринимателей по сравнению с обычной ст. 159.
Согласно полицейской статистике, начиная с ноября 2012 года в случаях, когда "предметом" преступления выступали бюджетные средства или госимущество, по ст. 159.4 было возбуждено 89 уголовных дел. Еще 71 уголовное дело по фактам мошенничества в бюджетной сфере, возбужденное по ст. 159 УК РФ, было переквалифицировано на ст. 159.4. За тот же период было прекращено 33 уголовных дела по преступлениям этой категории: 24 из них в связи с истечением срока давности, 7 — после применения амнистии и 2 — из-за деятельного раскаяния фигурантов.
При этом государству был нанесен ущерб на сумму более 2 млрд руб., что соответствует 20% размера ущерба, причиненного в результате преступлений, связанных с освоением бюджетных средств в 2013 году (9,7 млрд руб.).
Согласно же судебной статистике, в прошлом году за мошенничество в предпринимательской сфере были осуждены 290 человек. При этом реальные сроки получили лишь 39 из них. Стоит отметить, что по ст. 159 в 2013 году были приговорены почти 20 тыс. человек.
В МВД отмечают, что снижение наказания за хищение бюджетных средств, а также отсутствие возможности ареста обвиняемых за подобные преступления оказывают "негативное влияние на превентивную функцию уголовного закона" и приводят к увеличению правонарушений в этой сфере.
Для того чтобы новая норма заработала, разработчики также предлагают внести изменения и в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно им, поставщик, подрядчик или исполнитель будет обязан информировать всех соисполнителей и субподрядчиков о заключении договоров, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Это дополнение, по мнению авторов документа, позволит привлекать последних в случае совершения ими мошеннических действий исключительно по ст. 159 УК РФ.
Таким образом, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемый комплекс изменений законодательства "призван усилить меры уголовно-правовой защиты" пострадавших в результате неисполнения договорных обязательств со стороны предпринимателей (прежде всего речь идет об обманутых дольщиках), а также исключить возможность квалификации хищения бюджетных средств по ст. 159.4 УК, предусматривающей мягкие санкции.
Стоит отметить, что решить эту проблему органы власти пытаются не в первый раз. Так, еще в феврале прошлого года член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов направлял в правительство поправку к Уголовному кодексу, где предлагалось исключить из ст. 159.4 преступления, совершенные с использованием бюджетных средств. Тогда же предлагалось отменить запреты на аресты коммерсантов, обвиняемых в мошенничестве с госимуществом или бюджетными деньгами. Впрочем, тогда эти инициативы по каким-то причинам поддержки в правительстве не получили.
Возможно, на этот раз все будет по-другому. Тем более что сейчас эта тема выглядит весьма актуальной на фоне реализации таких крупных национальных проектов, как развитие Крыма и Севастополя, на которые предполагается выделить из бюджета 1 трлн руб.
"Это хорошая идея, но она может не заработать,— заявил "Ъ" адвокат Владимир Жеребенков.— Наша система заточена исключительно под показатели. Именно поэтому сейчас коммерсантов, совершающих преступления в сфере чисто предпринимательской деятельности, пачками привлекают за обычное мошенничество. И здесь даже инициированные Верховным судом изменения не помогают".
В свою очередь, в судейском сообществе считают, что конкретизация ст. 159.4 поможет более объективно подходить не только к квалификации действий коммерсантов, но и решению вопроса об избрании им меры пресечения.
"Следует отметить, что замысел законодателя, дополнившего УК специальным составом мошенничества — ст. 159.4 УК, как представляется, состоял в необходимости отказа от чрезмерно жестких санкций в отношении предпринимателей, совершивших мошеннические действия,— сказал "Ъ" статс-секретарь--замглавы МВД Игорь Зубов.— Однако обратной стороной такого реформирования УК стали ненадлежащая уголовно-правовая защита граждан, пострадавших в результате преднамеренного неисполнения договорных обязательств, а также ослабление государственного механизма в области противодействия хищениям бюджетных средств". По словам господина Зубова, таким образом, действие ст. 159.4 УК должно распространяться исключительно на случаи, когда сторонами по делу являются коммерсанты.