Аутентично о любви
В Большом театре выступит легендарный ансамбль барочной музыки Уильяма Кристи Les Arts Florrisants
Концерты Кристи всегда больше чем концерты, те, кто был на других даже только московских выступлениях Les Arts Florissants (формально это оркестр и хор), знают, какой живой и современной театральностью насыщена игра ансамбля. И то, что речь всегда идет о старой музыке, аутентичном исполнительстве, о жильных струнах, низком строе и безвибратных голосах, а сам Кристи называет себя и коллег по исторически ориентированному музицированию "библиотечными крысами", особенно поразительно именно в таком, как будто бы совершенно естественном сочетании с равно изысканным и актуальным театром.
Постановочную работу для Кристи и его ансамбля делают разные люди — от профессиональных театральных режиссеров до собственных воспитанников. Софи Данеман (режиссер балетной программы "Рамо. Мэтр Танца") — как раз из старшего поколения вокалистов, участников Les Arts Florissants, и тонко понимает всю специфику творчества Кристи, а сейчас делает для ансамбля не столько театрализованный концерт, сколько настоящий театр, в котором оркестранты, певцы и танцовщики будут не по-балетному равноправны, а библиотечно-исследовательская, реконструкторская работа, стилизация и реставрация окажутся принципиальной частью современного искусства.
Два отделения хореографического костюмированного представления "Рамо. Мэтр танца" вписаны в фестивальный проект "Барокко. Путешествия", благодаря которому в Большом театре впервые, хотя и не в формате полноценных спектаклей, появилась старинная музыка. А Les Arts Florissants, в свою очередь, отмечают 250-летие со дня смерти любимого Рамо, своего флагманского композитора, героической пасторалью "Рождение Осириса" и реставрированным актом балета "Дафнис и Эгле" с участием оркестра, четырех солистов-вокалистов (сопрано Элоди Фоннар и Магали Леже, тенор-альтино Рейну Ван Мешелен и бас Арно Ришар) и девяти танцовщиков.
За внешний вид программы и тщательную реконструкцию утонченного французского стиля барочных времен отвечают специалисты: хореограф Франсуаза Деньо — человек с бежаровским и индийским бэкграундом, который последние 20 лет работает в Версальском центре барочной музыки и ставит по всему миру. Художник по костюмам и художник по свету Анри Бланшо и Кристоф Найе — не только мастера своего дела, но и внимательные исследователи и чуткие художники. Это особенно важно потому, что материал для программы выбран равно научно изысканный и душевно чувствительный. "Рождение Осириса" — дивертисмент, приуроченный к празднованию дня рождения герцога Берри, будущего Людовика XVI, представленного в балете в роли бога Осириса в египетском антураже: "Праздник отмечается по всему Египту Песнями и Танцами, выражающими радость и счастье дружелюбного Народа, управляемого Мудростью и Любовью" (из либретто). "Дафнис и Эгле" — придворный балет о пастухе и пастушке, которые явились в Храм Дружбы и были с гневом изгнаны оттуда. Сама Любовь спустилась к ним и объяснила, куда надо было идти — конечно, в Храм Любви. "Мораль: под благородным покровом настоящей дружбы любовь скрывает свои чувства; возле объекта обожания все друзья становятся возлюбленными". Если такие вещи и могут показаться старомодными, то только не в интерпретации Кристи.