"В районе Кобани идет настоящая война"
Турецкие военные самолеты нанесли авиаудары по позициям курдских боевиков, сообщает газета "Хюрриет". По данным издания, ВВС Турции стреляли по членам экстремистской Рабочей партии Курдистана на юго-востоке республики. Сообщений о жертвах и разрушениях пока нет. Политолог, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский обсудил тему с ведущим Петром Косенко в эфире "Коммерсантъ FM".
В понедельник боевики партии попытались атаковать полицейские и жандармские посты в турецкой провинции Тунджели. Вслед за этим войска республики развернули операцию по преследованию террористов.
— По данным СМИ, это первые подобные действия турецких властей за последние два года с того момента, когда стороны согласились на прекращение огня. С чем может это быть связано обострение ситуации?
— Это очень легко понять: резкое обострение ситуации в регионе, идет война, по ту сторону границы в двух шагах от Турции, в районе города Кобани, который никак не могут взять эти бандиты из организации "Исламское государство". Идет настоящая война, уличные бои уже три недели, причем это район курдов, там живут сирийские курды, которых хочет поработить, захватить вот эта организация "Исламское государство", которое контролирует третью часть Ирака и четвертую часть Сирии.
Наносится удар по сирийским курдам. В этих условиях Рабочая партия Курдистана, которая многие десятилетия ведет борьбу за автономию внутри Турции, естественно, активизировалась. Часть своих боевиков перебросила по сторону границы, они сейчас и воюют в городе Кобани. Кто там воюет? Не мирные же жители города, а именно вот эти боевики.
Более того, курды в Турции потребовали, чтобы турецкие власти разрешили дополнительным отрядам Рабочей партии перейти через границу туда. Но тут нужно принять во внимание позицию турецкого руководства во главе с президентом Эрдоганом, ее можно назвать циничной, бесспорно. Но они так понимают свои национальные интересы, для них враг номер один — это курды, "Курдская рабочая партия".
— То есть получается, что Турции выгодно уничтожение курдов в сирийском городе Кобани?
--Безусловно, ей выгодно, чтобы и те, и другие друг друга уничтожали. Потому что в принципе "Исламское государство" тоже, естественно, недолюбливают, но я говорю, что враг номер один — это свои курды, Рабочая партия. Враг номер два — это Башар Асад, и уже враг номер три — это "Исламское государство", поэтому они показывают картину: на этой стороне границы Турции стоят десятки танков, стоит артиллерия, и не двигаются с места, а там рукой подать, видно причем, по той стороне реки, как уничтожают их собратьев-курдов. Естественно, турецкие курды возмутились, началось массовое движение за то, чтобы, в конце концов, Турция разрешила им хотя бы не то, чтобы турецкую армию послать — черт с ней — хотя бы им самим, курдам, прийти на помощь своим собратьям. Эрдоган не хочет. Тогда начались беспорядки, и тут, видя активизацию курдов, он решил, что вполне естественно, нанести по ним удар — и все.
— Каким-то образом европейские партнеры Турции, которые эту ситуацию видят, могут повлиять на отношения Анкары к курдской проблеме и к ситуации, которая складывается в Кобани?
— Ничего не могут, их всех пошлют к чертовой бабушке: "Что лезете во внутренние дела?". Ни в коем случае. Тут Турцию не тронь, ничего, с ней можно разговаривать по разным вопросам: отношения с Израилем, с Сирией, как там быть, но что касается курдов, то ту даже и разговора никакого не будет.