Дешевое изобилие
Мир в условиях перепроизводства сырья и замедления глобального экономического роста
Сейчас в мире происходит падение мировых цен на все сырьевые товары, ускоряющееся прямо на глазах. Оно вызвано перепроизводством сырья в условиях замедления глобального экономического роста и может это замедление лишь усилить.
Период с 2000 по 2012 годы был исключительно удачным для производителей сырья (конечно, за исключением кризисных 2008-2009-х). В целом цены на сырье утроились — речь идет не только о нефти, но и обо всех остальных сырьевых товарах. Темпы роста сырьевых цен значительно превышали темпы роста мирового ВВП и мировой торговли (см. график на стр. 12). А падение этих цен во время кризиса, разумеется, было значительно сильнее, чем падение ВВП и торговли — 30% против 10%. Ярчайшим примером является падение нефтяных цен с $144 за баррель в августе 2008 года до $33 за баррель в декабре. Однако восстановление сырьевых цен тоже шло исключительно быстрыми темпами: цены на нефть достигли $100 уже к концу 2010-го. И этот год, и последующие два оказались для сырьевых производителей очень успешными. А в мире, как в 2000-е годы, снова начали говорить о том, что сырья не хватает, планете грозит голод — и сырьевой, и буквальный.
Что касается сырьевого бума, то наиболее показательным для мировых цен на нефть стал 2000 год. События на мировом нефтяном рынке тогда развивались следующим образом. В феврале цена американской нефти WTI впервые за предыдущие десять лет превысила $30 за баррель, а считающаяся главным ценовым ориентиром североморская смесь Brent подорожала к этому времени до $28 за баррель. 7 марта цена Brent достигла $31,95 за баррель — самый высокий уровень за десять лет. В начале марта главные производители нефти в мире — члены ОПЕК Саудовская Аравия и Венесуэла, а также не входящая в ОПЕК Мексика — предложили увеличить производство нефти странами ОПЕК на 1,2 млн баррелей в день. Как отметил нефтяной аналитик банка Dresdner Kleinwort Benson Мехди Варзи, "они попытались проверить реакцию рынка на возможное увеличение производства; впрочем, не исключено, что ОПЕК также прислушалась к требованиям США, Евросоюза и Японии понизить цену до $25 за баррель".
Меж тем с марта 1999 по март 2000 года ОПЕК сократила производство нефти на 4,3 млн баррелей в день, чтобы добиться повышения цен, которые в конце 1998-го находились на уровне $9 за баррель. Однако в марте 2000-го ОПЕК приступила к расширению производства, сочтя уровень цен достаточно высоким. Генеральный секретарь ОПЕК Рилвану Лукман тогда призывал к осторожности: "Мы должны помнить, что увеличение производства с целью предотвратить чрезмерный рост цен может привести к их чрезмерному падению. Мы не хотим, чтобы цены снова упали до $10 за баррель. На самом деле $30 за баррель — это не так много. Три года назад было $25-26, и никто не считал это такой уж высокой ценой. Просто все почему-то решили, что именно $10 долларов за баррель — нормальная цена, и сравнивают с ней". В свою очередь министр энергетики США Билл Ричардсон высказался тогда за немедленное расширение производства, заявив, что высокие цены на нефть и недостаточное предложение на рынке угрожают мировой экономике: "Мы не можем больше терпеть дисбаланс между спросом и предложением, который грозит серьезными последствиями для всего мира. Глупые искусственные квоты на производство нефти могут подорвать глобальный экономический рост".
В июле 2000 года на встрече G7 на Окинаве лидеры ведущих индустриальных стран в своем коммюнике отметили следующее: "Перспективы глобального экономического роста за прошедший год значительно улучшились, экономика индустриальных стран стала развиваться более сбалансированно, однако высокие нефтяные цены ставят глобальный рост под угрозу".
Сырьеэкспортирующие развивающиеся страны оказались из-за падения цен в стесненных финансовых обстоятельствах и вынуждены сокращать импорт
В августе того года президент Венесуэлы Уго Чавес после встреч с руководителями других стран--членов ОПЕК так отозвался о нефтяных ценах: "Нынешние цены нельзя назвать высокими — они справедливы. Падение цен будет означать смертный приговор для бедных производителей вроде Венесуэлы. Мы никогда больше не встанем на колени перед США и не снизим цены. ОПЕК не дьявол, каким ее рисуют индустриальные страны. Мы объясним потребителям в США, Великобритании и Японии, что нефтяные доходы нам нужны для борьбы с бедностью во всем мире". После таких заявлений, которые западные нефтяные аналитики сочли свидетельством "неуемной жажды нефтедолларов со стороны ОПЕК", цена на нефть установила очередной десятилетний рекорд: 15 августа Brent стоила $32,3 за баррель (таким образом, с 1 августа нефть подорожала на 20%). Со 2 по 6 сентября нефть каждый день ставила десятилетний рекорд и в результате стала дороже $35 за баррель (цена российской нефти Urals, более дешевой, чем Brent, 6 сентября поднялась до отметки $32,03 за баррель). Потребители в западных странах начали возмущаться тем, что с начала года оптовые цены на бензин выросли на 43%. Правда, к концу года цены упали до $24 за баррель. В любом случае члены ОПЕК в 2000 году получили огромные деньги: их нефтяные доходы выросли на 62% ($124 млрд в 1999 году против $201 млрд в 2000-м). В частности, доходы Саудовской Аравии выросли на $27 млрд (до $70 млрд), а доходы Ирана — на $9 млрд (до $24 млрд). Представители ОПЕК, особенно ее президент Али Родригес, винили в высоких нефтяных ценах сами западные страны, которые создали рыночную систему, в которой господствуют спекулянты.
С такими сырьевыми товарами, как каучук и хлопок, произошло следующее. В конце 2010 года компания Goodyear Tire & Rubber Co. (крупнейший в США и третий в мире производитель автомобильных шин), объявила, что за девять месяцев 2009-го она продала на мировом рынке шин на $11,9 млрд, потерпев убытки на $482 млн, а за девять месяцев 2010-го продажи составили $13,8 млрд, принеся убытки еще на $39 млн. И все эти убытки возникли исключительно из-за того, что с начала 2009 года мировые цены на натуральный каучук выросли почти в три раза (только за третий квартал 2010-го на росте каучуковых цен компания потеряла $381 млн). При этом Goodyear Tire & Rubber Co. особо отметила, что из употребляемого ею для производства шин каучука ровно половина является натуральным.
В таком положении оказались многие шинопроизводители, и из их заявлений потребители во всем мире могли сделать вывод, что эти компании, не желая нести убытки, просто перенесут издержки каучукового ценового роста на автовладельцев, повысив цены на шины.
Что касается цен на хлопок, то с начала 2009 года они почти утроились и превысили к концу 2010-го $1,5 за фунт (454 г). Рекордные хлопковые цены в конечном счете тоже были перенесены на потребителей. Собственно, производители и торговцы сейчас прямо об этом заявляют. Так, Карл Макфейл, руководитель британской сети New Look, у которой 1000 магазинов модной одежды в Великобритании и других странах, отметил, что из-за роста мировых цен на хлопок розничные цены на одежду будут обязательно повышены. Более того, он заявил, что рост цен на хлопок по значимости для экономики сравним с нынешними планами британского правительства повысить налоги с целью сбалансировать государственный бюджет. Иными словами, вместе с обычными повышенными налогами граждане будут платить своеобразный налог на хлопок, правда, пойдет он не в бюджет, а в карман игроков на мировом хлопковом рынке.
Предкризисный 2007 год был крайне удачным для мировых рынков продовольственных товаров. В частности, соевые бобы за год подорожали более чем на 60%, а пшеница на европейском рынке — на 68%. Подорожали и тропические товары: какао на мировом рынке стало дороже на 18%, а кофе — на 20%. Американские власти даже жаловались, что закупать у своих фермеров зерно для продовольственной помощи развивающимся странам стало слишком дорого.
Скупающие продовольственные фьючерсы игроки на мировых сырьевых рынках заявляли, что в мире с производством, к примеру, пшеницы возникли огромные проблемы: по прогнозам американского Министерства сельского хозяйства, мировые запасы зерна к маю 2008 года должны были упасть до самого низкого за 30 лет уровня. Игроки объясняли это тем, что засуха нанесла удар по производству пшеницы в Австралии, что неблагоприятные погодные условия повредили производству пшеницы в Европе, и даже тем, что в условиях роста спроса на биоэтанол, используемый в автомобилях как топливо, фермеры в Америке уменьшают посевы пшеницы, чтобы увеличить посевы используемой для его производства кукурузы. Общемировое производство пшеницы по итогам 2007 года составило 607 млн тонн — на 7 млн тонн меньше, чем ожидалось в июне. Между тем спрос на пшеницу со стороны развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, продолжал расти.
Ситуация на рынках продовольствия стала напоминать ситуацию начала 1970-х годов. С 1970 года в США и других западных странах все только и говорили о стагфляции — сочетании низких темпов экономического роста с высокими темпами роста цен. В 1973-м темпы роста экономики в индустриальных странах несколько увеличились, но инфляция выросла гораздо сильнее. В США и Западной Европе она приблизилась к 10% (в частности, американские потребительские цены за год выросли на 7%). В мире наблюдался явный продовольственный кризис: с конца 1971 по середину 1973 года мировая цена на пшеницу выросла на 75%, цена кукурузы удвоилась, цена соевых бобов утроилась. Также происходил валютный кризис, курс доллара на мировом рынке неизменно падал. Это в свою очередь значительно повысило мировой спрос на американское продовольствие — властям США даже пришлось вводить ограничения на экспорт соевых бобов и других продуктов, чтобы предотвратить дефицит на внутреннем рынке.
В 2012 году мир снова наблюдал невероятно быстрый рост продовольственных цен: с середины июня по середину августа мировые цены на пшеницу выросли более чем на 50%, а на кукурузу — более чем на 45%. Что касается цен на соевые бобы, то они выросли за два месяца на 30%, а с начала года — почти на 60%.
Игроки на мировом продовольственном рынке, скупая фьючерсы на поставки пшеницы, кукурузы и бобов, снова ссылались на объективные обстоятельства. Мол, на Среднем Западе США урожай зерновых резко снизился из-за засухи, которая также повредила урожаю в России, Казахстане и на Украине, в Европе сбор зерновых сократился, наоборот, из-за необычно влажной погоды, а в Индии — из-за позднего начала сезона муссонов.
Точно так же, как в 2007 и начале 2008 года, эта ситуация вызывала крайнюю озабоченность международных организаций. Новый глава Всемирного банка Джим Ен Ким выступил со специальным заявлением, в котором отметил: "Банк и его партнеры очень внимательно следят за происходящим с тем, чтобы понять, как помочь простым людям. Когда растет цена продовольствия, семьи в развивающихся странах отвечают на это тем, что забирают детей из школ, кормят их менее питательными продуктами, и это может иметь катастрофические социальные и медицинские последствия для миллионов молодых людей". Представители международных организаций также вспомнили, что в 2008 году рост цен вызвал массовые волнения в ряде стран и поставил под сомнение целесообразность использования продовольственных культур для производства биотоплива.
Вместе с обычными повышенными налогами граждане будут платить своеобразный налог на хлопок, правда, пойдет он в карман игроков на мировом хлопковом рынке
За последние два года все изменилось — мировые сырьевые цены упали на четверть. Особенно быстро они начали падать в этом году: с июня цены опустились уже на 11%. На прошлой неделе происходило исключительно глубокое падение мировых цен на нефть. Игроки на мировых сырьевых рынках уже не считают, что сырья в мире не хватает — напротив, они полагают, что его в избытке. При этом они обращают внимание на то, что в период бурного роста сырьевых цен сырья производилось все больше — и с 2011 года по настоящее время предложение в большинстве случае увеличивалось сильнее, чем спрос (см. график на стр. 12). Важную роль здесь сыграло общемировое замедление экономического роста: с 2010 года темпы роста глобального ВВП снизились с 5% до 3%. Экономический рост Китая замедлился с 10% до 7%. То же относится к другим странам БРИКС, в том числе России: в 2000-е годы именно их сверхвысокие темпы роста оживляли мировую экономику и сырьевые цены.
Особенно быстро падают темпы прироста мировой торговли: в 2010 году на волне преодоления мирового финансового кризиса мировая торговля выросла на 12,8%, в 2012-м рост замедлился до 6,2% и в 2013-м — до 3%. На этот год ВТО прогнозировала рост на уровне 4,7%, однако сейчас снизила прогноз до 3,1%, особо отметив, что мировая торговля замедляется тем обстоятельством, что сырьеэкспортирующие развивающиеся страны оказались из-за падения цен в стесненных финансовых обстоятельствах и вынуждены сокращать импорт.
Что касается развивающихся стран, то именно сырьевой бум, начавшийся в 1970-е годы, позволил им постепенно увеличить доходы населения (особенно быстро это увеличение происходило в 2000-е), стимулировать внутренний спрос и обеспечить быстрые темпы экономического роста. Теперь в условиях падения сырьевых цен сырьеэкспортирующие развивающиеся страны уже не могут своими темпами роста компенсировать для глобальной экономики то обстоятельство, что индустриальные страны растут очень медленно, а экономика стран еврозоны вообще находится на грани спада. Таким образом, экономический рост, вызывавший рост сырьевых цен, теперь из-за их падения замедлился, и это способно лишь усилить сырьевое падение. При этом финансы сырьеэкспортирующих стран очень зависят от сырьевых цен — и порожденные падением этих цен денежные проблемы усугубляют глобальную финансовую нестабильность.
Топ-10 самых сырьевых стран мира
|
*К прочим минеральным полезным ископаемым относятся олово, золото, свинец, цинк, железная руда, медь, никель, серебро, бокситы и фосфаты.
Источники: Всемирный банк, World Development Indicators 2014.