"Приоритетом станет решение бюрократических задач, а не рост добычи нефти и развитие отрасли"
Ответом на санкции против российских нефтяников может стать создание еще одной госкорпорации. Ее планируется сформировать на базе госкомпании "Росгеология". Она, как ожидается, обеспечит независимость России в сфере геологоразведки. Президент Владимир Путин уже дал соответствующее поручение. Политолог Алексей Мухин считает, что создание еще одного "госмонстра" приведет не к развитию отрасли, а к торможению ее роста.
В нефтяной отрасли уже давно муссируется идея создания крупного образования для консолидации нефетесервисов. Все нефтесервисное оборудование в России устаревает и необходимо срочно стимулировать технологическое обновление парка. Сегодня, в условиях санкций внимание государства к этой проблеме лишь возрастает, при этом, идея создания единой нефтесервисной компании преподносится чуть ли не как панацея.
Сегодня в стране действует 200-300 нефтесервисных компаний. Часть из них (по некоторым данным около 20%) — иностранные инжиниринговые компании, примерно 30% рынка занимают вертикально интегрированные нефтяные компании, остальные — независимые. То есть, в долгосрочной перспективе о конкуренции можно не беспокоиться, несмотря на режим санкций: когда-нибудь ведь их отменят.
На сегодняшний день есть решение президента РФ об объединении госактивов геологических предприятий (на базе "Росгеологии"), однако это — только часть нефтесервисного комплекса. Некоторые же участники рынка предрекают проекту дальнейшее развитие, вплоть до создания госмонстра, объединяющего все геологические и нефтесервисные активы. Существование такой "суперсервисной" компании будет выгодно только тому, кто будет "сидеть на этой теме", а все нефтяники, судя по всему, будут "сидеть к нему в очереди".
Создание такого госмонстра чревато тем, что де-факто превратит частников в тех, кто вынужден будет ему прислуживать. То есть ситуация перевернется с ног на голову, и приоритетом станет решение бюрократических задач, а не рост добычи нефти и развитие отрасли. В результате пострадают и сами госкомпании, именно поэтому против идеи, на данном этапе высказались и Игорь Сечин, и Аркадий Дворкович — старые, последовательные оппоненты. Впрочем, мнение Сечина понятно: отдать всю геологоразведку "Роснефтегазу" — и все, но с этим, боюсь, не согласятся другие нефтегазовые компании.
А гарантирует ли появление у такой госструктуры современных технологий? На мой взгляд, - нет, так как санкции – хороший драйвер, но не гарант появления технологий автомотически. С точки зрения здравого смысла и практики, именно рынок быстрее рождает технологии в условиях конкуренции.
Представим, что монополия создана, пусть дорого, но создана (по данным Сечина, для этого понадобится около 40 млрд рублей) и мы ее выкатили на поле информационной войны, где она тут же станет отличной мишенью для новых санкций… Возможно, более приемлемым вариантом было бы равновесное (под контролем государства) распределение отраслевой нагрузки по нескольким специально образованным компаниям, учитывающим интересы максимально большего количества участников рынка.
Конечно, решение об усилении российской геологической службы, одобренное президентом — это важный и давно назревший шаг государства по наведению порядка в геологической отрасли. Это те действия, которые должны были быть предприняты и без всяких санкций. Но, думаю, не стоит его представлять как первый шаг к созданию на деньги налогоплательщиков еще одного "госмонстра", создающего монополию на услуги.
Обязанность же участников рынка состоит в том, чтобы отшлифовать идею развития в этом направлении еще на этапе ее обсуждения, так как бороться с уже принятым (хотя и не очень продуманным) решением гораздо сложнее, а в российских реалиях практически невозможно.